Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговый маневр может столкнуть в кювет независимые НПЗ

Налоговый маневр может столкнуть в кювет независимые НПЗ

Закрытие многих нефтеперерабатывающих заводов и рост цен на топливо – этим, по мнению независимых переработчиков, завершится налоговый маневр, законопроект о котором сейчас рассматривает Госдума. Чем еще он может грозить – в материале «ФедералПресс».

Опасный маневр

Независимые нефтегазовые компании опасаются, что принятие законопроекта в его нынешнем виде может вызвать серьезные негативные последствия для всей нефтеперерабатывающей отрасли. В письме частных переработчиков (имеется в распоряжении ФП), адресованном председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, говорится о возможном закрытии многих, в том числе крупных НПЗ, а также о существенном росте цен на моторное топливо на внутреннем рынке и связанной с этим социальной напряженности.

Напомним, налоговый маневр, означающий снижение экспортной пошлины на нефть и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) планируется завершить за шесть лет. С 1 января 2019 года экспортная пошлина (30 %) будет ежегодно сокращаться на 5 %, пока не достигнет нулевой отметки. Пропорционально этому будет расти НДПИ.

Заявление о влиянии маневра на топливные цены имеет под собой основание, ведь, по мнению экспертов, именно высокая налоговая нагрузка, вызванная в том числе и вышеуказанным маневром, стала причиной майского скачка цен на бензин. В результате правительству пришлось принимать экстренные меры и снизить с 1 июня акцизы на бензин и дизельное топливо.

Независимые производители также отмечают, что в случае завершения налогового маневра в нынешнем виде правительство не сможет оперативно вмешаться и отрегулировать цены на топливо, поскольку экспортные пошлины на нефтепродукты будут обнулены вместе с нефтяными. Помимо прочего, по мнению авторов письма, закон содержит определенные «лазейки» для вертикально-интегрированных нефтяных компаний, что ведет к дискриминации в отношении остальных представителей отрасли.

Мимо акцизов

Под лазейками, видимо, имеется в виду возможность получения предприятиями компенсации в виде возвратного акциза на нефть, но только в случае выполнения определенных условий. Главное – это производство и поставка бензина на внутренний рынок. Чтобы рассчитывать на акциз, выпуск бензина класса Евро-5 у завода должен составлять как минимум 10 % первичной переработки. Если нет, компенсация будет меньше. И, конечно, необходимо поставлять бензин на внутренний рынок.

Среднестатистический независимый НПЗ, способный производить дизельное топливо и бензины стандарта Евро-5, под эти условия не подпадает. Представители отрасли отмечают, что он просто не сможет реализовать весь объем выпущенных нефтепродуктов на региональном рынке, а рынки сбыта соседних субъектов РФ уже имеют своих поставщиков. «Таким образом, предприятие не сможет рассчитывать на возврат акциза на нефтяное сырье, – говорится в письме. – Кроме того, объем производства высокооктановых бензинов на частных заводах в среднем составляет 600–700 тыс. т в год, что меньше 10 % от общего объема переработки (8–9 млн т в год) и также приведет к невозможности использования возврата акциза на сырье».

В свою очередь большинство вертикально-интегрированных нефтяных компаний могут получить возвратный акциз даже без учета поставок бензинов на внутренний рынок. Ведь многие из них попали под иностранные санкции, а этой категории, исходя из текста законопроекта, в любом случае предоставляется право на возвратный акциз.

Не смогут рассчитывать на компенсацию и предприятия, которые в настоящее время проводят модернизацию в рамках четырехстороннего соглашения. Дело в том, что даже с учетом модернизации эти заводы не смогут выпускать достаточно автомобильного бензина, чтобы взять 10 % барьер от переработки нефтяного сырья. «Такие предприятия после завершения льготного периода налогообложения 1 января 2024 года не смогут обслуживать кредитные линии, полученные для строительства установок вторичной переработки», – предупреждают представители отрасли.

Расширить критерии

Итогом исполнения нового закона для независимых переработчиков в случае его принятия в нынешнем виде могут стать невозможность окупить уже сделанные инвестиции, закрытие программ модернизации и невозвращенные кредиты. А для страны – снижение ВВП за счет закрытия предприятий и рост потребительских цен в большинстве отраслей из-за увеличения цен на топливо.

«Рост цен, действительно, возможен, что может вызвать ускорение темпов роста инфляции. Тем не менее, говорить об этом пока рано», – считает заместитель директора аналитического департамента Альпари Анна Кокорева.

Между тем у независимых нефтегазовых компаний есть ряд предложений, как исправить ситуацию. Первое – включить в перечень получателей вычета по акцизу на нефть НПЗ, заключивших соглашения о модернизации, без ограничения срока действия этого критерия. Иными словами, не отменять его с 1 января 2024 года. Также предлагается внести в критерии, дающие право на вычет, помимо бензина, еще и производство дизельного топлива класса Евро-5, а также возможность реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на экспорт. Кроме того, независимые переработчики просят ввести дополнительный коэффициент, учитывающий логистическое отставание НПЗ, расположенных вдали от рынков сбыта. Эта инициатива может коснуться, в частности, предприятий, расположенных в Поволжье, на Урале и в Сибири.

Анна Кокорева считает, что в целом влияние налогового маневра снизит маржинальность бизнеса нефтепереработчиков. «Для крупных НПЗ это будет не так чувствительно, как для небольших заводов, – отмечает она. – Соответственно, маневр может спровоцировать некоторые изменения в отрасли, перераспределить игроков на рынке и повлиять на ценообразование».

По мнению аналитика, крупные НПЗ, находящиеся во владении нефтегазовых корпораций, не пострадают, но останется ряд НПЗ, деятельность которых будет убыточной или низкомаржинальной. «Небольшие НПЗ могут быть проданы более крупным компаниям, но таких заводов будет немного. Как правило, это заводы с небольшой глубиной переработки и низким качеством сырья и конечного продукта», – отмечает Кокорева.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник отмечает, что компенсация нефтепереработчикам в результате предлагаемых акцизных схем может составить порядка 350 млрд рублей, что, безусловно, сможет поддержать часть заводов. «Документ внесен, но он не исключает корректировок, поправки могут быть весьма существенными, – отмечает он. – Здесь надо учитывать баланс бюджетных интересов и интересов нефтяной промышленности, чтобы мы не повредили этими перегибами отрасль, которая приносит в бюджет значительную часть доходов». 

Источник: ФедералПресс, 10.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики