Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговый маневр может столкнуть в кювет независимые НПЗ

Налоговый маневр может столкнуть в кювет независимые НПЗ

Закрытие многих нефтеперерабатывающих заводов и рост цен на топливо – этим, по мнению независимых переработчиков, завершится налоговый маневр, законопроект о котором сейчас рассматривает Госдума. Чем еще он может грозить – в материале «ФедералПресс».

Опасный маневр

Независимые нефтегазовые компании опасаются, что принятие законопроекта в его нынешнем виде может вызвать серьезные негативные последствия для всей нефтеперерабатывающей отрасли. В письме частных переработчиков (имеется в распоряжении ФП), адресованном председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, говорится о возможном закрытии многих, в том числе крупных НПЗ, а также о существенном росте цен на моторное топливо на внутреннем рынке и связанной с этим социальной напряженности.

Напомним, налоговый маневр, означающий снижение экспортной пошлины на нефть и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) планируется завершить за шесть лет. С 1 января 2019 года экспортная пошлина (30 %) будет ежегодно сокращаться на 5 %, пока не достигнет нулевой отметки. Пропорционально этому будет расти НДПИ.

Заявление о влиянии маневра на топливные цены имеет под собой основание, ведь, по мнению экспертов, именно высокая налоговая нагрузка, вызванная в том числе и вышеуказанным маневром, стала причиной майского скачка цен на бензин. В результате правительству пришлось принимать экстренные меры и снизить с 1 июня акцизы на бензин и дизельное топливо.

Независимые производители также отмечают, что в случае завершения налогового маневра в нынешнем виде правительство не сможет оперативно вмешаться и отрегулировать цены на топливо, поскольку экспортные пошлины на нефтепродукты будут обнулены вместе с нефтяными. Помимо прочего, по мнению авторов письма, закон содержит определенные «лазейки» для вертикально-интегрированных нефтяных компаний, что ведет к дискриминации в отношении остальных представителей отрасли.

Мимо акцизов

Под лазейками, видимо, имеется в виду возможность получения предприятиями компенсации в виде возвратного акциза на нефть, но только в случае выполнения определенных условий. Главное – это производство и поставка бензина на внутренний рынок. Чтобы рассчитывать на акциз, выпуск бензина класса Евро-5 у завода должен составлять как минимум 10 % первичной переработки. Если нет, компенсация будет меньше. И, конечно, необходимо поставлять бензин на внутренний рынок.

Среднестатистический независимый НПЗ, способный производить дизельное топливо и бензины стандарта Евро-5, под эти условия не подпадает. Представители отрасли отмечают, что он просто не сможет реализовать весь объем выпущенных нефтепродуктов на региональном рынке, а рынки сбыта соседних субъектов РФ уже имеют своих поставщиков. «Таким образом, предприятие не сможет рассчитывать на возврат акциза на нефтяное сырье, – говорится в письме. – Кроме того, объем производства высокооктановых бензинов на частных заводах в среднем составляет 600–700 тыс. т в год, что меньше 10 % от общего объема переработки (8–9 млн т в год) и также приведет к невозможности использования возврата акциза на сырье».

В свою очередь большинство вертикально-интегрированных нефтяных компаний могут получить возвратный акциз даже без учета поставок бензинов на внутренний рынок. Ведь многие из них попали под иностранные санкции, а этой категории, исходя из текста законопроекта, в любом случае предоставляется право на возвратный акциз.

Не смогут рассчитывать на компенсацию и предприятия, которые в настоящее время проводят модернизацию в рамках четырехстороннего соглашения. Дело в том, что даже с учетом модернизации эти заводы не смогут выпускать достаточно автомобильного бензина, чтобы взять 10 % барьер от переработки нефтяного сырья. «Такие предприятия после завершения льготного периода налогообложения 1 января 2024 года не смогут обслуживать кредитные линии, полученные для строительства установок вторичной переработки», – предупреждают представители отрасли.

Расширить критерии

Итогом исполнения нового закона для независимых переработчиков в случае его принятия в нынешнем виде могут стать невозможность окупить уже сделанные инвестиции, закрытие программ модернизации и невозвращенные кредиты. А для страны – снижение ВВП за счет закрытия предприятий и рост потребительских цен в большинстве отраслей из-за увеличения цен на топливо.

«Рост цен, действительно, возможен, что может вызвать ускорение темпов роста инфляции. Тем не менее, говорить об этом пока рано», – считает заместитель директора аналитического департамента Альпари Анна Кокорева.

Между тем у независимых нефтегазовых компаний есть ряд предложений, как исправить ситуацию. Первое – включить в перечень получателей вычета по акцизу на нефть НПЗ, заключивших соглашения о модернизации, без ограничения срока действия этого критерия. Иными словами, не отменять его с 1 января 2024 года. Также предлагается внести в критерии, дающие право на вычет, помимо бензина, еще и производство дизельного топлива класса Евро-5, а также возможность реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на экспорт. Кроме того, независимые переработчики просят ввести дополнительный коэффициент, учитывающий логистическое отставание НПЗ, расположенных вдали от рынков сбыта. Эта инициатива может коснуться, в частности, предприятий, расположенных в Поволжье, на Урале и в Сибири.

Анна Кокорева считает, что в целом влияние налогового маневра снизит маржинальность бизнеса нефтепереработчиков. «Для крупных НПЗ это будет не так чувствительно, как для небольших заводов, – отмечает она. – Соответственно, маневр может спровоцировать некоторые изменения в отрасли, перераспределить игроков на рынке и повлиять на ценообразование».

По мнению аналитика, крупные НПЗ, находящиеся во владении нефтегазовых корпораций, не пострадают, но останется ряд НПЗ, деятельность которых будет убыточной или низкомаржинальной. «Небольшие НПЗ могут быть проданы более крупным компаниям, но таких заводов будет немного. Как правило, это заводы с небольшой глубиной переработки и низким качеством сырья и конечного продукта», – отмечает Кокорева.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник отмечает, что компенсация нефтепереработчикам в результате предлагаемых акцизных схем может составить порядка 350 млрд рублей, что, безусловно, сможет поддержать часть заводов. «Документ внесен, но он не исключает корректировок, поправки могут быть весьма существенными, – отмечает он. – Здесь надо учитывать баланс бюджетных интересов и интересов нефтяной промышленности, чтобы мы не повредили этими перегибами отрасль, которая приносит в бюджет значительную часть доходов». 

Источник: ФедералПресс, 10.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики