Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газовый рецепт" Гройсмана для Украины разбился о геологические реалии

"Газовый рецепт" Гройсмана для Украины разбился о геологические реалии

Заявление премьера Украины Владимира Гройсмана, что страна должна прекратить покупать газ за границей и повысить собственную добычу, лишь популизм. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Масштабная добыча газа на Украине велась примерно до середины XX века, после чего СССР открыл крупные и перспективные месторождения в Западной Сибири, после чего украинский участок был признан менее рентабельным. Сегодня чтобы повысить добычу нужно оправдание для инвестиций – добывать газ должно быть выгоднее, чем импортировать. А месторождений, отвечающих этим требованиям, на Украине до сих пор открыть не удалось.

Можно дополнительно повысить тарифы внутри страны и обязать, к примеру, промышленность покупать в принудительном порядке газ собственной добычи, но это значит ударить по интересам целых бизнес-отраслей. Есть вариант создания сверхльготных условий для внутренних добытчиков, сняв с них все налоги, но это означает пожертвовать интересами сельхозпроизводителей, пробурив в стране сотни новых скважин. На это тоже никто не пойдет, потому рассказы украинского правительства о резком повышении добычи – не более, чем пропаганда", - отмечает аналитик. 

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман предложил не закупать газ за границей, а наращивать собственную добычу. "Мы добываем на Украине порядка 20 млрд кубометров, а еще более 10 млрд импортируется. А это значит, что цены будут постоянно колебаться. Если мы сами будем добывать, мы самостоятельно будем и устанавливать цены на газ", - заявил он. По оценкам экспертов, запасы газа в стране составляют около 4,5 триллиона кубометров. В 1970-е на территории Украины добывали около 70 млрд кубов газа в год - более чем вдвое этот объем превышает нынешнее потребление страны.

"Полностью обеспечить внутреннюю потребность собственным газом Украина может только одним путем: окончательно уничтожив промышленность и добившись, чтобы еще 10 миллионов граждан выехали за рубеж. То есть покрытие внутренних потребностей произойдет не из-за повышения добычи, а из-за кардинального сокращения спроса. На сегодняшний же день Украина даже для покрытия необходимого объема для жилищно-коммунального хозяйства вынуждена докупать 1,5 трлн кубометров, остальное потребляют коммерческие абоненты.

Гройсман оптимистичными заявлениями на грани абсурда пытается отвести от себя критику в преддверии очередного повышения стоимости газа для потребителя по требованию МВФ. Это вызовет рост тарифов на услуги ЖКХ, что спровоцирует очередные массовые недовольства украинцев. Чтобы весь этот негатив не ассоциировался лично с главой правительства, чиновник демонстрирует, что у него есть готовое решение проблемы. Но это не так – Украина собственным газом обеспечить себя не может, иначе давно бы это сделала", - подчеркивает специалист.

Неработающие стратегии

Основным добытчиком газа на Украине остается госкомпания "Укргаздобыча", которая обеспечивает около 75% общей добычи газа в стране. Остальные 25% добычи приходятся на частные компании. Стратегия "Укргаздобычи" предусматривает наращивание добычи газа до 16,5 млрд кубометров в 2018 году, 18,3 млрд - в 2019 году, 20,1 млрд - в 2020 году. Весной Верховная рада упростила процедуру получения разрешений для бурения нефтегазовых скважин. Киев предполагал, что ускоренное введение месторождений в разработку и упрощение отвода участков для бурения новых скважин привлечет инвесторов. Пока эффекта не заметно. 

Проект постановления кабмина Украины дает неутешительный прогноз: предельные розничные цены на газ для населения в текущем году вырастут на 18%. В 2019 году - еще на 5-8%, в 2020 году - на 14%. Страна при этом находится в сложном переговорном процессе с МВФ. Фонд настаивает на повышении цены газа для населения на 30-60%, Киеве протестует. Правительство должно было повысить цену на газ для населения еще этой весной, не сделало этого ни 1 апреля, ни - после отсрочки - 1 июня. По решению украинского кабмина, цена на газ будет действовать без изменений по меньшей мере до 1 августа. В результате МВФ отложил выделение стране очередного кредита.

"Киев регулярно заявляет о неких совместных инвестиционных программах по повышению добычи газа с крупными европейскими и американскими компаниями. Однако все эти соглашения с иностранным бизнесом, к примеру, Chevron или Shell, быстро сворачивались. Происходит это после того, как выясняется, что проекты как в традиционной, так и сланцевой добыче нерентабельны. И гораздо выгоднее покупать российский газ или, в крайнем случае, его же по карусельному реверсу у европейских стран.

Все разговоры, что Украина повысит собственную добычу – не более, чем пиар от власти. нельзя просто сказать "начну добывать больше" – для этого нужно очень много сложных проектов и процессов, включая простую целесообразность работы. Государственные стратегии не более, чем надуманные планы – иностранный бизнес совершенно не рвется заключать концессионные договора на разработку месторождений с Киевом. И уйти от импорта российского или другого газа у страны в обозримом будущем не получится", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 11.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики