Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Программа РФ "нефть в обмен на товары" с Ираном переформатирует санкции США

Программа РФ "нефть в обмен на товары" с Ираном переформатирует санкции США

Заявленная Александром Новаком программа "нефть в обмен на товары" с Ираном – политический проект, который вскоре может остановиться. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Российско-иранская программа "нефть в обмен на товары" начала обсуждаться до подписания "ядерной сделки", когда Тегеран находился под жесткими санкциями США. Россия тогда искала пути укрепления своих позиций на Ближнем Востоке и возможности усилить рычаги влияния в Сирии. А Тегеран в то время был перспективным союзником, испытывавшим серьезные проблемы с продажей нефти. В итоге было заключено соглашение.

Суть его проста: мы покупаем у Ирана нефть и перепродаем западных рынках, Тегеран от этого получает прибыли на фоне санкций. Есть варианты: мы берем иранскую нефть и в обмен поставляем Тегерану определенные товары, пристраивая это сырье опять-таки на традиционных для нас рынках, закрытых Ирану. Сделка была выгодна обоим: мы получили сильного союзника в Сирии, откуда нужно было выбивать террористов, Тегеран подкрепляет свою экономику за счет нефтепродаж в обход санкций", - отмечает аналитик. 

Министр энергетики РФ Александр Новак объявил, что из-за санкций США к Ирану программа "нефть в обмен на товары" пока еще действует. "Мы никогда и не закупали нефть у Ирана. По этой программе покупатель не Россия. На данный момент программа не приостанавливалась", - сказал министр. Сейчас Москва изучает возможность продолжения этого взаимодействия – Штаты вводят жесткие ограничения к Ирану уже осенью после разрыва ядерной сделки.  "Будут изучены все юридические аспекты взаимодействия", - заявил Новак.

"Казалось бы, сейчас санкции наложены и на Россию, так что ситуация подсказывает, что нужно объединяться и поддерживать друг друга. Но это не совсем так. Экономические преференции от программы "Нефть в обмен на товары" получает все же Тегеран. И стоит помнить, что Иран – конкурент России на мировых нефтяных биржах.

Объемы обмена по программе с Ираном невелики, что давало возможность России какое-то время ради политики пустить в свои торговые сферы влияния конкурента. Но сейчас конкуренция на мировом рынке энергоресурсов обострилась, сменились и геополитические реалии. В частности, у Москвы и Тегерана разное видение на будущие сферы влияния в Сирии, и это накладывает определенный отпечаток. Будущее сделки под вопросом не только из-за грядущих американских санкций, но и по экономическим, а также политическим соображениям", - подчеркивает специалист.

Иран в незавидной ситуации

Меморандум по программе "нефть в обмен на товары" был подписан в 2014 году, однако, долгое время стороны не могли прийти к единому мнению по поводу взаиморасчетов. Потому сделки начались лишь в 2017-м. РФ покупает у Ирана порядка 5 млн тонн нефти в год, за это сырье Россия расплачивалась в соотношении 50/50: половина деньгами, половина – товарами. В виде оплаты российская сторона планировала, прежде всего, поставлять товары для железных дорог. 

В мае этого года президент США Дональд Трамп анонсировал разрыв ядерной сделки с Ираном и ввод против страны санкций. Предприятиям, имеющим отношения с Ираном, дано от 90 до 180 дней на прекращение этих отношений. По окончании этого периода все санкции будут возобновлены. Предполагается, что в ноябре американские санкции вступят в полную силу – своей целью Трамп провозгласил добиться нулевого экспорта иранской нефти. Для Тегерана это обернется серьезными убытками.

"Первая волна санкций привела к тому, что часть западных предприятий уже ушли из Ирана – к примеру, крупная французская Total. Другие существенно сократили закупки. Мир замер в ожидании второй волны, когда Тегерану запретят продавать нефть вообще, и здесь возможны варианты. Если Европа и Китай продолжат покупать сырье у ближневосточного партнера, существенных изменений на мировом рынке не произойдет.

Если же Ирану удастся переформатировать экспорт на Азию, то там он станет для России конкурентом – фактически вся нефть этой страны пойдет в Китай. Мы пока являемся крупнейшим поставщиком в КНР и нас это устраивает. А если еще китайские компании войдут в иранские проекты по добыче, для нас это и вовсе очень неблагоприятный вариант.

Есть и радикальный вариант – все откажутся приобретать иранскую нефть, подчиняясь санкциям Штатов. Тегеран считает такой вариант экономическим убийством страны, а помирать – так с музыкой, потому может исполниться угроза перекрытия Ормузский пролив Персидского залива. Для России это благоприятный вариант – мир сразу ощутит острый дефицит как нефти, так и газа – цены на сырье взлетят до небывалых уровней. Конечно, Иран за такие действия начнет разбомбить ближневосточная коалиция во главе с США, но несколько месяцев баррель будет держаться на фантастических отметках", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 13.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики