Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия, Украина и ЕК начинают обсуждать транзит газа после 2019 года

Россия, Украина и ЕК начинают обсуждать транзит газа после 2019 года

Трехсторонние переговоры по транзиту газа между Россией, Еврокомиссией и Украиной пройдут 17 июля в Берлине, впервые после вынесения решения арбитражом Стокгольма по спорам "Газпрома" и "Нафтогаза" по контрактам на поставку и транзит газа.

В переговорах примут участие министр энергетики РФ Александр Новак, вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович, представители Минэнерго Украины, "Газпрома" и "Нафтогаза". Основной повесткой переговоров станет обсуждение условий транзита газа через территорию Украины европейским потребителям, в том числе сроков транзитных договоров между "Газпромом" и "Нафтогазом", говорилось в сообщении Минэнерго РФ. "Наша цель — согласовать нашу долгосрочную повестку дня, а также наши методы работы", — говорилось в заявлении Шефчовича.

При этом подписание соглашения по транзиту газа через Украину после 2019 года по итогам переговоров маловероятно из-за противоречий между сторонами, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты.

ПРЕПЯТСТВИЯ К ДОГОВОРЕННОСТЯМ

Стокгольмский арбитраж в декабре и феврале вынес решения по спорам "Газпрома" и "Нафтогаза" в отношении контрактов на поставку и транзит газа, обязав в итоге российскую компанию выплатить украинской 2,56 миллиарда долларов. "Газпром" их обжаловал в марте, а в мае потребовал полной отмены "транзитного" решения. Кроме того, "Газпром" подал иск в арбитраж Стокгольма по расторжению контрактов с "Нафтогазом", действующих до конца 2019 года. 

 

В то же время "Нафтогаз" начал принудительное взыскание средств по решению арбитража Стокгольма и заявил о поддержке судами его ходатайств об аресте активов "Газпрома" в Швейцарии, Нидерландах и Великобритании. Вместе с тем "Газпром" 14 июня добился в апелляционной инстанции приостановки исполнения "транзитного" решения. 

"Газпром" назвал условием дальнейших переговоров восстановление баланса интересов сторон, который был нарушен решением арбитража Стокгольма. "Во-первых, обязательно должен быть восстановлен баланс интересов сторон. Как это может быть достигнуто? Или это изменение, или отмена решения Стокгольмского арбитража апелляционным судом, или, может быть, Украина сделает какие-то конструктивные предложения. Пока никаких конструктивных предложений со стороны Украины мы не слышали", — говорил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер.

"Восстановление баланса интересов сторон — это условие дальнейших переговоров. И конечно, Украина должна представить основания экономической целесообразности транзита через свою территорию", — указывал он.

"Нафтогаз" не стал обосновывать экономическую целесообразность транзита через Украину, а вместо этого в июле подал иск в арбитраж Стокгольма с требованием пересмотреть тарифы на транзит с марта 2018 года. Исковые требования компания оценила в 11,58 миллиарда долларов. Условием снижения суммы требований может стать бронирование "Газпромом" мощностей по транзиту газа через Украину после 2019 года либо снятие блокировки на поставки газа других компаний из РФ и Средней Азии, сообщил коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко.

ПРОБЛЕМА "СЕВЕРНОГО ПОТОКА-2"

Вопрос продолжения транзита российского газа через Украину после 2019 года волнует политиков ЕС, Украины и США в связи с планируемым строительством газопровода "Северный поток-2" из России в Германию. Канцлер ФРГ Ангела Меркель со своей стороны неоднократно отмечала, что Берлин рассматривает проект "Северный поток-2" как коммерческий, однако при этом она увязывает его реализацию с сохранением транзита российского газа через Украину.

Президент РФ Владимир Путин в мае после встречи с Меркель в очередной раз подчеркнул, что запуск проекта "Северный поток-2" не предполагает прекращения транзита российского газа через Украину в ЕС, и эти поставки продолжатся при экономической целесообразности. В апреле Миллер говорил, что "Газпром" никогда не ставил вопрос об отказе от транзита газа через Украину, и он может сохраниться в объеме 10-15 миллиардов кубометров в год, если Украина докажет экономическую целесообразность нового контракта.

Подписание соглашения по транзиту газа через Украину после 2019 года пока маловероятно, считает аналитик Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Александр Собко. "Подписание соглашения по транзиту после 2019 года маловероятно — слишком много у сторон противоречий. Но учитывая, что подобные трехсторонние встречи проходят не часто, а времени до 2020 года, по большому счету, остается не так много, было бы правильно предпринять хотя бы предварительные шаги, приближающие к подписанию такого договора", — отметил он.

Итоги переговоров будут зависеть о того, сможет ли ЕС повлиять на позицию Украины, считает заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. "Думаю, что участникам предстоит долгий и тяжелый путь. Украина, очевидно, не настроена на конструктивный диалог, и многое будет зависеть от внешнего воздействия на Киев — сможет ли Европа заставить их вести переговоры добросовестно или нет", — сказал он. 

Источник: ПРАЙМ, 16.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики