Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ тронулся

Газ тронулся

Переговоры с Украиной продолжатся осенью

Состоялся первый раунд переговоров о продлении транзита газа из России через Украину после 2019 года с участием представителей ЕС. Неожиданно активную позицию заняла Германия, которая принимала участников, но официально не участвует в трехстороннем формате. Итог же был предсказуемо предварительным: новый раунд состоится в октябре после расчета долгосрочных потребностей Европы в газе. Москва, как выяснилось, готова на любой разумный договор о транзите, в том числе на существенные объемы газа и по европейскому праву. Но перед этим требует разрешить споры «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» в Стокгольмском арбитраже.

В Берлине 17 июля состоялась первая встреча России, Украины и Еврокомиссии в рамках переговоров о продолжении транзита российского газа через Украину после истечения нынешнего контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» в конце 2019 года. Как и предполагал “Ъ”, был лишь намечен круг вопросов, которые теперь будут прорабатывать эксперты.

Основным стал вопрос, сколько российского газа дополнительно потребуется Европе в ближайшие десять лет: от этой оценки напрямую зависит, каковы будут потребности «Газпрома» в украинском транзите.

По оценке главы Минэнерго РФ Александра Новака, спрос на российский газ может вырасти на 10–15% в этот период (то есть на 17–25 млрд кубометров в год). Вице-председатель ЕК Марош Шефчович добавил, что эксперты изучат этот вопрос и, вероятно, проведут встречу в сентябре. Оценка роста спроса в 25 млрд кубометров, а также рассматриваемый срок в десять лет соответствуют параметрам нового транзитного контракта, которые собеседники “Ъ” в отрасли называли наиболее приемлемым для «Газпрома» (см. “Ъ” от 30 марта).

Единственное, о чем договорились участники встречи,— это о новых переговорах в октябре, возможно, в Брюсселе. Господин Шефчович добавил, что затем считает нужным проводить встречи каждые шесть-восемь недель. Представители Украины — министр иностранных дел Павел Климкин и глава «Нафтогаза» Андрей Коболев — не стали оперативно комментировать итоги встречи.

Александр Новак сформулировал главное требование Москвы, о котором днем ранее заявил Владимир Путин: прежде чем подписывать новое соглашение о транзите, Россия хочет урегулировать все споры между «Газпромом» и «Нафтогазом» по контрактам от 2009 года. Сейчас украинская компания требует от «Газпрома» $2,6 млрд в рамках уже вынесенного решения Стокгольмского арбитража (российская компания оспаривает его в апелляции), а также еще $11 млрд в рамках нового иска. Хотя господин Новак отметил, что урегулирование споров возможно только в рамках отношений «Газпрома» и «Нафтогаза», довольно очевидно, что без решения этого вопроса транзит через Украину не будет продолжен. Это подтвердил и глава «Газпрома» Алексей Миллер, который назвал «восстановление баланса интересов и симметричности ответственности сторон по действующим контрактам» предопределяющим вопросом будущих отношений с «Нафтогазом». Он также подчеркнул, что «состоявшиеся консультации не носят статуса переговоров между компаниями».

При этом Александр Новак дал понять, что у России нет принципиальных возражений против того, чтобы заключить новый договор по европейскому праву, на чем настаивают Украина и ЕК. Марош Шефчович добавил, что экспертам предстоит определить, как именно имплементация европейских норм на Украине повлияет на параметры транзитного соглашения.

Наиболее любопытной особенностью этих переговоров стало прямое участие в них представителя Германии — министра экономики и энергетики Петера Альтмайера.

Германия является крупнейшим потребителем российского газа в Европе и единственная из стран ЕС открыто поддерживает газопровод «Северный поток-2». Двусторонние консультации немецкого министра со всеми участниками, а затем встреча в трехстороннем формате заняли больше времени, чем собственно переговоры между Россией, Украиной и ЕК. Господин Альтмайер выразил уверенность, что транзит через Украину будет продолжен после 2019 года. «Участие Германии в переговорах очень позитивно, это позволит сбалансировать европейскую линию, поскольку Еврокомиссия выступает против ''Северного потока-2'', и поэтому ей в одиночку было бы сложно выступать в роли честного посредника»,— полагает Алексей Гривач из ФНЭБ.

Автор: Юрий Барсуков 

Источник: Коммерсантъ, 17.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики