Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Газовые и политические отношения с Украиной вновь накаляются

Газовые и политические отношения с Украиной вновь накаляются

В августе обострение российско-украинских отношений идет по нарастающей со все большей скоростью. Сначала Дмитрий Медведев принял решение отложить приезд нового посла РФ в Украине Михаила Зурабова, мотивируя это антироссийской направленностью политики украинского президента Виктора Ющенко. Затем российский президент обратился с прямым обращение к украинскому лидеру, фактически дезавуировав его в этом статусе в восприятии российских властей. Взят курс на ожидание нового украинского лидера, который должен занять пост президента по итогам предстоящих выборов в «Незалежной».

Рост политической напряженности дополнительно увеличивает риски новой «газовой войны», которые и до сих пор были весьма велики. Напомним, текущее положение с экономической основой конфликта уже само по себе не внушает оптимизма: у Украины откровенно заканчиваются деньги на оплату поставок российского «голубого топлива». И хотя цены на газ в третьем квартале достигли минимума, но объем закачки резко вырос, что означает рост расходов «Нафтогаза». Фактически плата идет напрямую из золотовалютных запасов страны, которые не являются бездонной бочкой, особенно на фоне рекордных для постсоветского пространства данных по девальвации украинской национальной валюты.

Проблема на данном этапе не может быть и разрешена при помощи ЕС. Евросоюз предлагает Украине в качестве кредитов только 1,7 млрд, да и то только с 2010 года. В обмен ставятся условия реформы газовой промышленности Украины, повышения цен для внутренних потребителей, повышения прозрачности отрасли. Но совершенно очевидно, что до окончания предвыборной кампании никто из украинский политиков реально на условия ЕС не согласится. Да если и согласится — выполнить их в оперативном порядке нельзя. И в ЕС это понимают не хуже нашего, однако ряду брюссельских бюрократов гипотетически вероятный газовый конфликт как раз выгоден (можно неплохо поспекулировать на «российской угрозе», которую нынешний состав Еврокомиссии «успешно отражает»). Российское руководство при всем этом также демонстрирует упрямство, готовясь к жесткому сценарию и повышению ставок в игре. Плюс делает вид, что украинцы толком в последнее время и не обращались за кредитами к Москве.

В итоге реальных денег в достаточном объеме никто Киеву не дает, а политическая напряженность и заинтересованность в конфликте немалого числа деятелей на вершинах власти всего «газового треугольника» (Россия, Украина, ЕС) заставляет ожидать вполне возможной новой «газовой войны» ближе к Новому году. Тем более что Украина явно готовится пересмотреть условия январского контракта по газу (в частности, снизить объем закупок, хотя сроки предварительных заявок на эту тему относительно 2010 года уже вышли), к чему «Газпром» особого желания, мягко говоря, не проявляет.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики