Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Газовые и политические отношения с Украиной вновь накаляются

Газовые и политические отношения с Украиной вновь накаляются

В августе обострение российско-украинских отношений идет по нарастающей со все большей скоростью. Сначала Дмитрий Медведев принял решение отложить приезд нового посла РФ в Украине Михаила Зурабова, мотивируя это антироссийской направленностью политики украинского президента Виктора Ющенко. Затем российский президент обратился с прямым обращение к украинскому лидеру, фактически дезавуировав его в этом статусе в восприятии российских властей. Взят курс на ожидание нового украинского лидера, который должен занять пост президента по итогам предстоящих выборов в «Незалежной».

Рост политической напряженности дополнительно увеличивает риски новой «газовой войны», которые и до сих пор были весьма велики. Напомним, текущее положение с экономической основой конфликта уже само по себе не внушает оптимизма: у Украины откровенно заканчиваются деньги на оплату поставок российского «голубого топлива». И хотя цены на газ в третьем квартале достигли минимума, но объем закачки резко вырос, что означает рост расходов «Нафтогаза». Фактически плата идет напрямую из золотовалютных запасов страны, которые не являются бездонной бочкой, особенно на фоне рекордных для постсоветского пространства данных по девальвации украинской национальной валюты.

Проблема на данном этапе не может быть и разрешена при помощи ЕС. Евросоюз предлагает Украине в качестве кредитов только 1,7 млрд, да и то только с 2010 года. В обмен ставятся условия реформы газовой промышленности Украины, повышения цен для внутренних потребителей, повышения прозрачности отрасли. Но совершенно очевидно, что до окончания предвыборной кампании никто из украинский политиков реально на условия ЕС не согласится. Да если и согласится — выполнить их в оперативном порядке нельзя. И в ЕС это понимают не хуже нашего, однако ряду брюссельских бюрократов гипотетически вероятный газовый конфликт как раз выгоден (можно неплохо поспекулировать на «российской угрозе», которую нынешний состав Еврокомиссии «успешно отражает»). Российское руководство при всем этом также демонстрирует упрямство, готовясь к жесткому сценарию и повышению ставок в игре. Плюс делает вид, что украинцы толком в последнее время и не обращались за кредитами к Москве.

В итоге реальных денег в достаточном объеме никто Киеву не дает, а политическая напряженность и заинтересованность в конфликте немалого числа деятелей на вершинах власти всего «газового треугольника» (Россия, Украина, ЕС) заставляет ожидать вполне возможной новой «газовой войны» ближе к Новому году. Тем более что Украина явно готовится пересмотреть условия январского контракта по газу (в частности, снизить объем закупок, хотя сроки предварительных заявок на эту тему относительно 2010 года уже вышли), к чему «Газпром» особого желания, мягко говоря, не проявляет.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики