Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" поставил под угрозу репутацию Дании в ЕС

"Северный поток-2" поставил под угрозу репутацию Дании в ЕС

Постпред России при ЕС Владимир Чижов вполне логично не увязывает проект "Северного потока-2" с отказом Дании в прокладке труб. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Дания пытается сохранить лицо перед тем, что мы называем политическим мейнстримом – тенденциями Запада, когда Россию выставляют угрозой для всего мира. И если сейчас Копенгаген пойдет на уступке Москве, он подвергнется суровой критике со стороны тех, кто демонизирует Россию. Значительная часть истеблишмента Европы обрушится на датские власти, чего они очень не хотят. Потому ставятся палки в колеса проекту "Северный поток-2" – даже несмотря на позицию Германии.

По сути Копенгаген даже не отказывает в строительстве газопровода, а старается максимально затянуть в выдаче разрешения. По сути, уже осенью этого года нужно начинать активные работы по прокладке, чтобы не сорвать сроки проекта. Есть возможность обойти территориальные воды Дании в исключительной экономической зоне этого государства, но это нежелательно. Думаю, это все технические нюансы – "Северный поток-2" все же будет построен – в обход датских вод или через них", - отмечает аналитик. 

Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов подчеркнул, что отказ Дании выдать разрешение на строительство газопровода в Германию ничего не изменит. "Для датчан - это вопрос сугубо внутренней политики. Они должны понимать: что бы они ни сказали, "Северный поток-2" все равно будет. Самый худший вариант: будет немного изменен маршрут, он пойдет в обход. Это изменение обойдется чуть дороже", - отметил дипломат.

"Уже выдавшие разрешения Швеция и Финляндия несколько иначе смотрят на игры Европы с "Северным потоком-2". К примеру, у финнов традиционно крепкие торговые связи с Россией – в том числе в энергетике. А на строительстве газопровода Финляндия еще и даст возможность своим гражданам заработать – появляется определенное количество рабочих мест, связанные с отдельными участками "трубы" и способами их укладки. Так что Хельсинки изначально не протестовали.

Швеция же скептично, как и Дания, относятся к РФ. Однако Стокгольм объявил, что раз ранее дал разрешение на "Северный поток-1", и сейчас протестовать не станет. Дания же последние полгода позиционируется в Европе как "последний бастион" перед "наступлением" России. Оттого у Копенгагена возник некий политический комплекс: раз мы последняя надежда Европы, нужно держаться как можно дольше. Ничего конструктивного в этой позиции нет – смесь эмоций и политики", - подчеркивает специалист.

Давление Германии

Дания - последняя страна, которая еще не выдала разрешение на прокладку газопровода. Финансовый директор Nord Stream 2 AG (оператор проекта) Пол Коркоран отмечал, что строительство "Северного потока-2" может быть начато летом 2018 года до получения разрешений от Дании, на территорию которой приходится только 10% маршрута. При отсутствии разрешения от Копенгагена партнеры готовы частично изменить маршрут, проложив его в международных водах к северу от страны. 

Премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен заявил, что его страна может принять закон, который в конечном итоге позволит на юридических основаниях заблокировать или отложить строительство газопровода. речь идет о законопроекте, согласно которому проекты трубопроводов будут рассматриваться не только на экологичность и безопасность, но и на угрозу национальной безопасности страны. Как проложенная по морскому дну труба для перекачки газа может подорвать интересы страны, Копенгаген не отвечает.

"Германия крайне заинтересована в том, чтобы "Северный поток-2" был построен, при этом Берлин – самая влиятельная сила в Евросоюзе. Не сомневаюсь, что давление на Данию с этой стороны в пользу проекта идет, и оно не слабое. Другой вопрос, что богатые страны Северной Европы не так зависимы от Германии из-за долгов, потому могут позволить себе некоторое фрондерство.

При этом и Берлин не может позволить себе публично открыто давить на партнеров по альянсу – Германия все же не "четвертый рейх" с полноценным диктатом. Копенгаген при этом может рассчитывать даже на поддержку своей позиции антироссийских сил в Германии – ряд движений декларируют отказ от "Северного потока-2" и могут противопоставить себя Ангеле Меркель. Есть еще позиция евробюрократии, которая тоже поддерживает датские власти.

В конечном счете Берлин все равно договорится с Копенгагеном – Дания против Германии до конца идти не рискнет, роль отверженного парии в ЕС ей также не улыбается. Неформально ситуацию урегулируют внутри Евросоюза, после чего последнее разрешение на прокладку "Северного потока-2" все же будет выдано. Как скоро это произойдет – не известно, динамику развития событий в кулуарах ЕС предсказать невозможно", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 23.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики