Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «На Кавказе в приоритете стабильность»: почему долги за газ и электричество в регионе только растут

«На Кавказе в приоритете стабильность»: почему долги за газ и электричество в регионе только растут

Республики Северного Кавказа по-прежнему остаются лидерами по невыплате денег за газ и электричество в России. Несмотря на то, что в округе тарифы ЖКХ остаются одними из самых низких в стране, добиться своевременной оплаты поставщикам не удается. Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил расплатиться с долгами перед «Россетью» и «Газпромом» с помощью передачи энергосетевых активов, но ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков уверен, что это не поможет решить проблему.

«Если мой сосед не платит, почему я должен платить?»

По данным «Газпрома», задолженность Северного Кавказа в июле текущего года составила 38,4 млрд рублей. Долги накопились и за электричество — 20,4 млрд. В регионе остается низкий процент собираемости платежей с населения. В Ингушетии в 2016 году удалось собрать только 20% от нужной суммы. Хотя проценты ежегодно растут, но до среднероссийского уровня все еще не дотягивают.

Отдельная проблема — высокие сверхнормативные потери, увод имущества и незаконные подключения к сетям. На Северном Кавказе ежедневно фиксируются десятки случаев энерговоровства, в год — десятки тысяч.

Игорь Юшков считает, что это давняя проблема, существующая еще со времен распада Советского Союза.

«Люди видят, что с них не требуют деньги, даже если они не платят, работа с должниками не ведется, долги копятся годами. Они понимают, что могут не платить, и их все равно не отключат от газа и электроснабжения. Позиция такая: если мой сосед не платит, почему я должен платить? На Кавказе в приоритете стабильность, зачастую региональные и федеральные власти сами просят компании не отключать газ и электричество. Нет отключений — нет стимула для погашения долгов», — рассказал Юшков «МБХ медиа».

«На всех денег не хватит»

Регионы не могут расплатиться электросетевыми активами, потому что по факту за свои долги должен отвечать сам потребитель. Изъятие имущества должно происходить после судебного решения. Активы, как и любое другое имущество, сначала выставляется на торги. Дальше все зависит от того, купит ли кто-то их, и будет ли это приносить прибыль, которую можно использовать в счет оплаты долгов. По мнению Юшкова, на всем Северном Кавказе не найдется газовых активов, способных погасить сумму задолженности округа перед «Газпромом». Многие сети придется еще модернизировать и реставрировать, прежде чем использовать.

Рекомендации Дмитрия Медведева — решение вынужденное и компромиссное. В противном случае главы регионов могли попросить очередных дотаций из федерального бюджета на покрытие задолженностей перед поставщиками газа и света.

«Большой вопрос, непонятно, как это оформить. Это практика нехорошая. Одному региону дают деньги, чтобы он закрыл долги перед поставщиком, другие регионы могут захотеть пойти по этому пути, и на всех денег не хватит», — считает Игорь Юшков.

По данным с официального сайта «Газпрома», проблемы с погашением задолженностей есть не только у республик Северного Кавказа. В лидерах на 1 июня 2018 года числятся: Москва и Московская область (12,8 млрд рублей), Тверская (8,9 млрд), Саратовская (3,4 млрд), Ярославская (2,7 млрд) и Владимирская области (2,6 млрд). 

Автор: Дарья Баева

Источник: МБХ Медиа, 24.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики