Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «На Кавказе в приоритете стабильность»: почему долги за газ и электричество в регионе только растут

«На Кавказе в приоритете стабильность»: почему долги за газ и электричество в регионе только растут

Республики Северного Кавказа по-прежнему остаются лидерами по невыплате денег за газ и электричество в России. Несмотря на то, что в округе тарифы ЖКХ остаются одними из самых низких в стране, добиться своевременной оплаты поставщикам не удается. Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил расплатиться с долгами перед «Россетью» и «Газпромом» с помощью передачи энергосетевых активов, но ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков уверен, что это не поможет решить проблему.

«Если мой сосед не платит, почему я должен платить?»

По данным «Газпрома», задолженность Северного Кавказа в июле текущего года составила 38,4 млрд рублей. Долги накопились и за электричество — 20,4 млрд. В регионе остается низкий процент собираемости платежей с населения. В Ингушетии в 2016 году удалось собрать только 20% от нужной суммы. Хотя проценты ежегодно растут, но до среднероссийского уровня все еще не дотягивают.

Отдельная проблема — высокие сверхнормативные потери, увод имущества и незаконные подключения к сетям. На Северном Кавказе ежедневно фиксируются десятки случаев энерговоровства, в год — десятки тысяч.

Игорь Юшков считает, что это давняя проблема, существующая еще со времен распада Советского Союза.

«Люди видят, что с них не требуют деньги, даже если они не платят, работа с должниками не ведется, долги копятся годами. Они понимают, что могут не платить, и их все равно не отключат от газа и электроснабжения. Позиция такая: если мой сосед не платит, почему я должен платить? На Кавказе в приоритете стабильность, зачастую региональные и федеральные власти сами просят компании не отключать газ и электричество. Нет отключений — нет стимула для погашения долгов», — рассказал Юшков «МБХ медиа».

«На всех денег не хватит»

Регионы не могут расплатиться электросетевыми активами, потому что по факту за свои долги должен отвечать сам потребитель. Изъятие имущества должно происходить после судебного решения. Активы, как и любое другое имущество, сначала выставляется на торги. Дальше все зависит от того, купит ли кто-то их, и будет ли это приносить прибыль, которую можно использовать в счет оплаты долгов. По мнению Юшкова, на всем Северном Кавказе не найдется газовых активов, способных погасить сумму задолженности округа перед «Газпромом». Многие сети придется еще модернизировать и реставрировать, прежде чем использовать.

Рекомендации Дмитрия Медведева — решение вынужденное и компромиссное. В противном случае главы регионов могли попросить очередных дотаций из федерального бюджета на покрытие задолженностей перед поставщиками газа и света.

«Большой вопрос, непонятно, как это оформить. Это практика нехорошая. Одному региону дают деньги, чтобы он закрыл долги перед поставщиком, другие регионы могут захотеть пойти по этому пути, и на всех денег не хватит», — считает Игорь Юшков.

По данным с официального сайта «Газпрома», проблемы с погашением задолженностей есть не только у республик Северного Кавказа. В лидерах на 1 июня 2018 года числятся: Москва и Московская область (12,8 млрд рублей), Тверская (8,9 млрд), Саратовская (3,4 млрд), Ярославская (2,7 млрд) и Владимирская области (2,6 млрд). 

Автор: Дарья Баева

Источник: МБХ Медиа, 24.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики