Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович: российские проекты в Африке не должны конкурировать друг с другом

Митрахович: российские проекты в Африке не должны конкурировать друг с другом

Россия будет строить сотрудничество с Африкой на взаимовыгодной основе – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Россия собирается нарастить свое участие в Африке

Дело в том, что находящийся сегодня на саммите БРИКС в Южной Африке президент РФ Владимир Путин сделал целый ряд заявлений по перспективам торгово-экономического сотрудничества нашей страны с Африканским континентом.

В частности, Путин затронул и энергетическую сферу, отметив, что Россия и дальше намерена наращивать объем своей помощи государствам Африки, причем с Анголой, Мозамбиком и Габоном мы уже ведем реализацию совместных проектов в нефтегазовой сфере. Кроме того, Путин намекнул, что для государств Африки открыты и наши технологии в области мирного атома. 

Другой вопрос, есть некоторые вопросы по экономической целесообразности сотрудничества с африканскими государствами по той причине, что у нас находится перед глазами опыт СССР, когда вложения Москвы имели откровенно односторонний характер.

Например, не так давно Москва пошла на списание 20 млрд долларов долга африканских государств, хотя конкретно здесь необходимо понимать, что во времена СССР сотрудничество строилось на базе противостояния блоков. Поэтому изначально СССР не рассчитывал на возвращение этих инвестиций, которые были платой африканским государствам за политическую лояльность Москве. 

Россия должна входить только в экономически выгодные проекты

Впрочем, на сегодня ситуация здесь принципиально не изменилась, поэтому очевидно, что Россия не будет входить в невыгодные для себя проекты, особенно в такой стратегически важной для нас сфере, как энергетика. В силу этого, существует вопрос, а насколько для нас перспективен Африканский континент, поскольку без этого такие проекты нет смысла начинать.

«Подобное сотрудничество зависит от параметров конкретных сделок. И ясно, что в современных условиях больше не может ставиться вопрос о том, чтобы Россия по образцу СССР что-то делала в Африке безвозмездно», - заключает Митрахович.

Наиболее ярким примером здесь является Асуанский гидроузел в Египте, который является примером помощи со стороны СССР, когда в Каире у власти был президент Гамаль Абдель Насер. Только после того, как он умер и к власти пришел президент Анвар Садат, Египет подписал мирный договор с Израилем, предал СССР и очень быстро перешел в геополитический лагерь США.

«Поэтому мы должны делать в Африке проекты, которые будут, прежде всего, ориентированы на экономическую выгоду, и здесь Россия может опираться на те контакты, которые у нас сохранились с африканскими странами со времен СССР», - резюмирует Митрахович

Россия должна использовать противостояние Китая и США

По словам Станислава Павловича, в наших интересах здесь может сыграть и то обстоятельство, что африканские государства хотят получить большую независимость от того влияния, которое сегодня есть у США и Китая на данном континенте.

«Китай сегодня усилил свое участие в Африке, хотя большинство государств этого континента продолжает ориентироваться на США. При этом, они все хотят получить большую свободу для маневра», - констатирует Митрахович.

Таким образом, используя все эти противоречия, которые есть у африканских государств в рамках их сотрудничества с США и Китаем, Россия может получить весьма выгодные контракты на данном континенте. При этом, здесь нужно быть осторожными и не пытаться развивать тот же СПГ, чтобы данный ресурс не вступил конкуренцию с экспортом нашего трубопроводного газа в Европу.

«Вот «Роснефть» сейчас развивает проект по производству СПГ в Мозамбике. При этом, этот газ теоретически может быть поставлен в Евросоюз, поэтому здесь существует очень много объективных тонкостей», - заключает Митрахович

России нужно исключить в Африке конкуренцию своих проектов

В целом, по мнению эксперта, Африка является перспективным рынком для нашей страны – население на континенте продолжает расти, а вместе с ним идет в гору идет и потреблении энергоресурсов, поэтому все эти энергетические проекты имеют большое будущее.

«Отношение к России к Африке традиционно неплохое и даже хорошее, США и Китай там всем надоели, поэтому именно на этой почве Москва должна строить свои отношения с государствами этого континента», - резюмирует Митрахович.

Впрочем, здесь нельзя забывать и про то факт, что Африка является, своего рода, «белой территорией» на атласе глобальной экономики.

Это свидетельствует о том, что те объективные процессы и законы, которые характерны для всего мира, в данном регионе или не работают, или не работают полностью, поэтому нельзя быть уверенными в точном развитии определенных тенденций в Африке.

«Несмотря на особенности Африки, очевидно, что рост населения этого континента будет сопровождаться с ростом потребления электроэнергии. Поэтому России здесь главное выработать правильную политику, чтобы наши предложения были конкурентными и чтобы проекты российских компаний на африканском континенте не противоречили друг другу», - констатирует Митрахович

Например, «Росатом» собирается строить атомную станцию в Египте, но ведь в данной стране на ряде месторождений работает «Роснефть», в результате чего, мы дали египтянам возможность выбора наиболее выгодного для них проекта

С другой стороны, все это в принципе нормально, как и то, что Россия увеличивает свое участие в африканских делах.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 27.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики