Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович: российские проекты в Африке не должны конкурировать друг с другом

Митрахович: российские проекты в Африке не должны конкурировать друг с другом

Россия будет строить сотрудничество с Африкой на взаимовыгодной основе – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Россия собирается нарастить свое участие в Африке

Дело в том, что находящийся сегодня на саммите БРИКС в Южной Африке президент РФ Владимир Путин сделал целый ряд заявлений по перспективам торгово-экономического сотрудничества нашей страны с Африканским континентом.

В частности, Путин затронул и энергетическую сферу, отметив, что Россия и дальше намерена наращивать объем своей помощи государствам Африки, причем с Анголой, Мозамбиком и Габоном мы уже ведем реализацию совместных проектов в нефтегазовой сфере. Кроме того, Путин намекнул, что для государств Африки открыты и наши технологии в области мирного атома. 

Другой вопрос, есть некоторые вопросы по экономической целесообразности сотрудничества с африканскими государствами по той причине, что у нас находится перед глазами опыт СССР, когда вложения Москвы имели откровенно односторонний характер.

Например, не так давно Москва пошла на списание 20 млрд долларов долга африканских государств, хотя конкретно здесь необходимо понимать, что во времена СССР сотрудничество строилось на базе противостояния блоков. Поэтому изначально СССР не рассчитывал на возвращение этих инвестиций, которые были платой африканским государствам за политическую лояльность Москве. 

Россия должна входить только в экономически выгодные проекты

Впрочем, на сегодня ситуация здесь принципиально не изменилась, поэтому очевидно, что Россия не будет входить в невыгодные для себя проекты, особенно в такой стратегически важной для нас сфере, как энергетика. В силу этого, существует вопрос, а насколько для нас перспективен Африканский континент, поскольку без этого такие проекты нет смысла начинать.

«Подобное сотрудничество зависит от параметров конкретных сделок. И ясно, что в современных условиях больше не может ставиться вопрос о том, чтобы Россия по образцу СССР что-то делала в Африке безвозмездно», - заключает Митрахович.

Наиболее ярким примером здесь является Асуанский гидроузел в Египте, который является примером помощи со стороны СССР, когда в Каире у власти был президент Гамаль Абдель Насер. Только после того, как он умер и к власти пришел президент Анвар Садат, Египет подписал мирный договор с Израилем, предал СССР и очень быстро перешел в геополитический лагерь США.

«Поэтому мы должны делать в Африке проекты, которые будут, прежде всего, ориентированы на экономическую выгоду, и здесь Россия может опираться на те контакты, которые у нас сохранились с африканскими странами со времен СССР», - резюмирует Митрахович

Россия должна использовать противостояние Китая и США

По словам Станислава Павловича, в наших интересах здесь может сыграть и то обстоятельство, что африканские государства хотят получить большую независимость от того влияния, которое сегодня есть у США и Китая на данном континенте.

«Китай сегодня усилил свое участие в Африке, хотя большинство государств этого континента продолжает ориентироваться на США. При этом, они все хотят получить большую свободу для маневра», - констатирует Митрахович.

Таким образом, используя все эти противоречия, которые есть у африканских государств в рамках их сотрудничества с США и Китаем, Россия может получить весьма выгодные контракты на данном континенте. При этом, здесь нужно быть осторожными и не пытаться развивать тот же СПГ, чтобы данный ресурс не вступил конкуренцию с экспортом нашего трубопроводного газа в Европу.

«Вот «Роснефть» сейчас развивает проект по производству СПГ в Мозамбике. При этом, этот газ теоретически может быть поставлен в Евросоюз, поэтому здесь существует очень много объективных тонкостей», - заключает Митрахович

России нужно исключить в Африке конкуренцию своих проектов

В целом, по мнению эксперта, Африка является перспективным рынком для нашей страны – население на континенте продолжает расти, а вместе с ним идет в гору идет и потреблении энергоресурсов, поэтому все эти энергетические проекты имеют большое будущее.

«Отношение к России к Африке традиционно неплохое и даже хорошее, США и Китай там всем надоели, поэтому именно на этой почве Москва должна строить свои отношения с государствами этого континента», - резюмирует Митрахович.

Впрочем, здесь нельзя забывать и про то факт, что Африка является, своего рода, «белой территорией» на атласе глобальной экономики.

Это свидетельствует о том, что те объективные процессы и законы, которые характерны для всего мира, в данном регионе или не работают, или не работают полностью, поэтому нельзя быть уверенными в точном развитии определенных тенденций в Африке.

«Несмотря на особенности Африки, очевидно, что рост населения этого континента будет сопровождаться с ростом потребления электроэнергии. Поэтому России здесь главное выработать правильную политику, чтобы наши предложения были конкурентными и чтобы проекты российских компаний на африканском континенте не противоречили друг другу», - констатирует Митрахович

Например, «Росатом» собирается строить атомную станцию в Египте, но ведь в данной стране на ряде месторождений работает «Роснефть», в результате чего, мы дали египтянам возможность выбора наиболее выгодного для них проекта

С другой стороны, все это в принципе нормально, как и то, что Россия увеличивает свое участие в африканских делах.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 27.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики