Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2018 г.

Топ-лист событий за июль 2018 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2018 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Принятие Госдумой пакета налоговых законов

    Речь идет, прежде всего, об ускорении налогового маневра и о введении НДД. Если взять суммарный эффект от этих законопроектов, конечно, они носят конфискационный характер и отрасль, несомненно, проиграет. Логика здесь очевидна: майский указ Путина требует несколько триллионов рублей дополнительных расходов. А где их взять? Во-первых, с любимого нефтегазового комплекса. Других вариантов у правительства все равно нет, и поэтому оно немедленно обратилось к нефтегазовым компаниям за дополнительными сборами. Тут же было принято решение об ускорении налогового маневра. За ближайшие две бюджетных трехлетки только эта мера должна изъять от 1 до 1,5 триллионов рублей дополнительно от нефтяных компаний. Минфин это не скрывает. Что касается НДД, маневр предполагает отмену экспортной пошлины в пользу роста НДПИ, а вот введение НДД, вроде, выглядит как поблажка нефтяникам. Появляется новый налоговый режим, который позволяет взять налоги не с выручки, а с прибыли. Понятно, что он более интересен нефтяникам, потому что если у вас новые месторождения или старые месторождения, соответственно, расходы на них больше. И вот эти дополнительные расходы должны учитываться в налоге. Но на самом деле масштаб применения НДД будет очень низким. Минфин здесь подстелил соломки: во-первых, все это вводится как многолетний эксперимент. И, во-вторых, под него попадет очень ограниченное число проектов. Поэтому в реальности мы какого-то масштабного эффекта не получим. Много было дебатов также о поддержке нефтепереработки, об обратном акцизе. Да, там есть меры, которые позволят как-то компенсировать нефтепереработке специфику этого налогового маневра. Но в целом можно зафиксировать, что это очередной конфискационный пакет законопроектов. В глазах населения это все оправданно: ну кто, как не жирные нефтяники должны заплатить за новую социальную политику государства. Но в реальности вопрос о том, что у нас будет с добычей, скажем, через 10 лет, остается. Вопросов вообще становится все больше. Минфин смотрит только на потенциальную выручку государства, на сборы с компаний, но совершенно не интересуется тем, что будет с самой отраслью.

  2. Иск «Роснефти» к участникам проекта «Сахалин-1»

    Сенсация июля. «Роснефть» не только к самой себе подала иск как к участнику «Сахалина-1», но еще и к нескольким иностранным участникам проекта. Прежде всего, к компании Exxon, которая является оператором проекта. У нас всегда очень трепетно относились к иностранцам, такого рода скандалов очень мало. Вероятно, «Роснефть» решила копировать тактику государства: когда нет денег, обращайся к нефтегазовым компаниям. «Роснефть» сделала поправку на обращение к соседям – пусть они заплатят. Пикантность ситуации в том, что обычно «Роснефть» атаковала российских собственников, российские компании. Теперь она очень круто наехала на Exxon, а также на японцев и индусов, которые также являются участниками «Сахалин-1». Понятно, что сейчас период санкций и период осложнений с Exxon, который вышел из всех проектов, кроме «Сахалин-1». Это удачное время, чтобы атаковать первый «Сахалин». Но, вероятно, речь будет идти, прежде всего, о деньгах, а не о собственности, и не произойдет того, что было с «Сахалином-2». Хотя эта ассоциация уже у многих возникла. Но там, напомним, Газпром зашел в проект «Сахалин-2», заплатив участникам по-полной. То есть была выплачена полная стоимость этого проекта, причем нефть была на пике, и участники проекта «Сахалин-2» заработали очень приличные деньги. А здесь, наоборот, никто тратиться не хочет. Но если пойти по грубой схеме отъема активов по более низкой цене, чем реально стоят активы, то это может привести к серьезным проблемам для самой «Роснефти». Почему? Потому что в акционерах «Сахалин-1» индийская ONGC – это госкомпания, а у «Роснефти» очень большие сейчас проекты с Индией. И самое главное – у нее сейчас есть собственность в Индии. Покупка одного из крупнейших в стране НПЗ означает, что если «Роснефть» грубо поступит с индусами в России, они также грубо поступят с «Роснефтью» на своей территории. И, наверняка, этот фактор будет учитываться.

  3. Встреча президента США Дональда Трампа и главы Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера

    После встречи последовало требование закупать СПГ в США. А Юнкер заявил, что они достигли соглашения: Трамп возвращает все назад в вопросе пошлин на товары, прежде всего на сталь и алюминий, а Европа будет закупать больше СПГ в Соединенных Штатах. Но все это выглядит, как игра на публику. Юнкеру нужно было показать своим избирателям, что он нашел способ обуздать Трампа и решить проблему торговой войны между США и Европой. А Трамп своему избирателю показал, что он очень круто прогнул Европу и теперь она будет покупать американский СПГ, при том что по пошлинам никакого компромисса достигнуто не было. Это чистая правда, кстати. Потому что те пошлины, которые Трамп ввел на сталь и алюминий, никто пока не отменил. По большому счету, возвращения к прежним позициям нет. Трамп только обещал не вводить новые пошлины, вот и всё. И в этом плане положение Европы незавидное. Но для нас важно, что обещание Юнкера тоже носит абсолютно демагогический характер, декларативно и выполнено быть не может. Хотя Трамп потом поехал в Италию, и там даже были названы цифры строительства новых терминалов. Но нужно обсуждать и ценовую конъюнктуру, нужно смотреть на статистику отгрузок СПГ из США, которые показывают, что практически не доходит американский СПГ до тех стран, которые сегодня покупают российский трубопроводный газ. В Европе лидерами по покупке СПГ в Штатах являются Испания и Португалия, куда никогда наш трубопроводный газ не дотягивался в силу расстояний и логистики. Но самая главная цифра заключается в том, что примерно 2/3 существующих мощностей по приему СПГ стоят пустыми. И более того, в первом полугодии 2018 года существенно упала их загрузка. И когда у вас уже простаивают существующие мощности, строить новые – это верх глупости. Если Европейский союз и пойдет на это, то это будет означать, что политика в области энергетики превалирует над экономикой. Но для России это вряд ли представляет угрозу, потому что построить пустые терминалы еще можно, но заставить потребителей покупать заведомо более дорогой газ - это большая проблема. Как пример: в Клайпеде сейчас идет лихорадочный поиск покупателя для накопившегося СПГ. Никто его не желает приобретать по высоким ценам.

  4. Прибытие СПГ-танкера с проекта «Ямал СПГ» в Китай

    Событие приобрело характер грандиозного праздника. Впервые танкер дошел до Китая, да еще и без ледокольного сопровождения. Все эксперты уверяют, что в КНР будет существенный рост потребления газа, китайский рынок – довольно значимый. Но при этом возникают вопросы относительно «Ямал СПГ», потому что изначально проект был ориентирован на Азию. Это было такое настойчивое пожелание Путина, чтобы СПГ с Ямала не конкурировал с российским трубопроводным газом. Проект был запущен еще в прошлом году, а первый танкер в Китай пришел только спустя полгода. Ледокольное сопровождение не потребовалось, но ведь дело было в июле, а как будет осуществляться проход зимой – это еще под вопросом.

  5. Новое обострение отношений между «Газпромом» и «Нафтогазом» и переговоры в формате Киев-Москва-Брюссель

    Здесь пока мы видим этакую пристрелку. Естественно, никаких соглашений на первой встрече достигнуто быть и не могло. «Нафтогаз» идет в атаку, он выставляет все новые требования и всё более безумные. А как еще, скажем, оценить требование посчитать амортизацию трубы и внести ее в тариф на 2018-2019 года? Якобы 11 млрд – это остаточная стоимость газопроводов через территорию Украины, и «Газпром» почему-то это должен оплатить тарифом на 2018-2019 гг., как будто он обещал вечно транзитировать через территорию Украины и обеспечивать функционирование этой системы. Таких историй довольно много, но ближайшая зима, скорее всего, будет веселой, потому что 1 января 2020 г. у нас заканчивается контракт, и следующая зима – это последняя полноценная зима в рамках этого контракта. Поскольку Европа, как мы видим, совершенно не желает бросить все и давить на Россию с требованием сохранить украинский транзит, да многие и поддерживают проект «Северный поток-2» в Европе, то, конечно, у Киева здесь возникает такой грустный соблазн использовать откровенно провокативные действия и создавать искусственные кризисы, чтобы обратить на себя внимание. Особенно если предположить с высокой степенью вероятности, что «Северный поток-2» начнет строиться ближайшей осенью, несмотря на все каверзы.

  6. Приостановка транспортировки нефти Саудовской Аравией по Красному морю

    Пока это выглядит как демонстрация мировому сообществу тех проблем, которые сложились в регионе. На самом деле проблемы довольно серьезные, потому что здесь дело не только в Баб-эль-Мандебском проливе в контексте Йемена, но и в Ормузском проливе в контексте Ирана, который уже намекнул, что если американские санкции будут применены, то ему придется перекрывать этот пролив. Регион снова стал ареной серьезных геополитических битв. Да собственно, и не прекращал ею быть. И все это отражается на цене на нефть. С иронией мы вспоминаем своих американских коллег, которые с гордостью говорили в 2014-2015 гг., что геополитика ушла из нефтяных цен. Ну, вот она пришла обратно. И по-другому быть не могло. Ближний Восток играет значимую роль, и пока ни Северная Америка, ни другие регионы отнять роль ключевого производителя у Ближнего Востока не могут. А раз роль сохраняется, то надо закладываться и на все те геополитические трудности, которые в этом регионе сполна присутствуют. Так что пока геополитика поддерживает нефтяные цены, и рост добычи в рамках сделки ОПЕК+ пока негативно на ценах не сказывается.

  7. Уход Кирилла Молодцова с поста заместителя министра энергетики России и назначение его помощником главы Администрации президента

    Уже окончательно состоялся приход Павла Сорокина на пост профильного замминистра, но при этом Кирилл Молодцов теперь будет перезапускать президентскую комиссию по топливно-энергетическому комплексу и экологической безопасности. Три года эта комиссия не собиралась. Первое заседание намечено на конец августа. Молодцов уже начал довольно бурную деятельность по подготовке этого события. Так что будет интересно посмотреть, насколько комиссия станет частью серьезно изменившегося формата государственного управления нефтегазом. И новый вице-премьер, и теперь вот перезапуск комиссии, большие изменения в этом году были и в Минэнерго - всё это части большого процесса.

  8. Объявление «Газпрома» о начале освоения Харасавэйского месторождения в 2019 году

    Новость интересная, потому что это как раз отражает кадровые изменения в нашем правительстве. В Минприроды пришло довольно много людей, которых связывают с компанией НОВАТЭК. Это означает неизбежное обострение борьбы за месторождения на Ямале и на Гыдане – на двух наших полуостровах, значимых с точки зрения перспектив добычи газа. НОВАТЭК давно уже присматривается к Харасавэю, и логика такая: раз «Газпрому» он не нужен, отдайте его нам. «Газпром» понимает, что Минприроды в новом кадровом составе скоро пойдет в наступление, и явно пытается подстелить соломки, как бы говорит: «Он нам нужен, очень нужен. Мы вот и программу подписали – в 2019 году начинаем осваивать».

  9. Готовность «Газпрома» подать в суд на решение ФАС по вопросу тарифов на транспортировку газа

    ФАС все-таки отказался от роста на 3-4% тарифов на транспортировку газа, при этом поднял на 3-4% оптовые цены на газ в России. И Газпром это возмутило. Компания считает, что это решение явно ее дискредитирует, поэтому намерена в этот раз занять жесткую позицию. Но это только часть борьбы за внутренний рынок газа, она явно будет продолжена. Позиция независимых производителей тоже известна: тариф нужно не повышать, а снижать, он непрозрачен. Здесь нас ждет еще много интересного.

  10. Принятие решения Лукойлом о судьбе квазиказначейского пакета акций

    Решено, что квазиказначейский пакет в основном пойдет на новую акционную программу и будет выкуплен менеджерами компании. То есть этого квазиказначейского пакета не будет, и для Лукойла, и для отрасли это важная новость, потому что мы помним, как пошли явно заказные публикации о том, что якобы Лукойл готовит продажу квазиказначейского пакета американцам. А в России такие публикации - сродни доносу, и их надо грамотно отрабатывать. И Лукойл такую защиту выстраивает и тем самым показывает, что даже намека на продажу этого пакета иностранцам нет. У компании очень хорошие перспективы выстоять в случае возможной атаки. И вряд ли Лукойл окажется следующей жертвой агрессивной экспансии Роснефти, о чем многие эксперты думают.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики