Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия может запустить вторую нитку "Турецкого потока" без согласования маршрута в Европе

Россия может запустить вторую нитку "Турецкого потока" без согласования маршрута в Европе

Для введения в эксплуатацию второй нитки «Турецкого потока» не нужны никакие договоренности по маршруту в Европе, России достаточно будет обеспечить лишь минимальную техническую загрузку газопровода, например, на турецкий рынок, отмечает заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов РФ Алексей Белогорьев. 

Запуск второй нитки "Турецкого потока"

Вторая нитка газопровода «Турецкий поток» будет введена в эксплуатацию 31 декабря 2019 года, заявил в эфире местного телеканала министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Денмез. По его словам, пока «Газпром» продолжает укладку второй ветки на морском участке, работы там завершены примерно на 50%.

«Озвученные сроки выглядя вполне реалистично. И хотя еще предстоит достаточно длительный период пусконаладочных работ, с технической точки зрения газопровод может быть введен в эксплуатацию в декабре 2019 года. Экономическая подоплека здесь вызывает куда большие сомнения, поскольку вторая нитка действительно спросом никак не обеспечена, и в Турции он вряд ли появится в таком объеме к 2020 году.

Никаких конкретных договоренностей с покупателями в Европе пока нет, как нет и никаких гарантий, что будет построена необходимая инфраструктура на территории Греции или Болгарии в направлении Южной Италии или Центральной Европы. Ситуация за последние месяцы не стала выглядеть ясней, поэтому строительство второй нитки следует воспринимать скорее как инвестиции «Газпрома» в будущее», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

На сегодняшний день в соответствии с процедурами Евросоюза и Еврокомиссии обсуждаются два основных варианта маршрута. Как отмечает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, первый вариант предполагает поставки газа через Турцию в Грецию, Албанию и Италию, и это направление должно составить конкуренцию Трансадриатическому газопроводу, по которому газ идет в Италию. 

Вариант минимальной загрузки

По второму варианту предполагается протянуть трубу в сторону Австрии через Балканы, Болгарию, Сербию и Венгрию. При этом поставки можно организовать с акцентом на энергоснабжение Балкан, или протянуть газопровод до хаба Баумгартен, из которого поставлять его уже по другим направлениям.

«Направления маршрутов  выглядят во многом похожими, но главный вопрос заключается не в том, в каком направлении пойдет газопровод. Здесь нет борьбы за рынки сбыта. Оба маршрута упираются в вопрос, кто должен инвестировать в строительство газопроводов на европейской территории. Более того, для введения в эксплуатацию второй нитки «Турецкого потока» не нужны никакие договоренности по маршруту в Европе.

России достаточно будет обеспечить лишь минимальную техническую загрузку газопровода, небольшого объема прокачки на турецкий рынок будет достаточно. Пока фактически речь идет о том, что газопровод обязательно достроят, но он может не использоваться в течение какого-то времени. Такие примеры не единичны в мире, ввести трубу в строй можно и без обеспечения реального спроса на газ, хотя все это и грозит экономическими потерями», - отмечает Алексей Белогорьев.

При обсуждении проекта с европейскими странами «Газпром» рассчитывает на реализацию 13 статьи Третьей газовой директивы, согласно которой операторы газотранспортной системы  обязаны строить новые мощности или расширять существующие в случае обоснованной заявки со стороны поставщика газа. «Газпром» такую заявку предоставил, теперь решение за Европой.

Напомним, что проект «Турецкий поток» предполагает строительство газопровода, состоящего из двух ниток мощностью по 15,75 миллиарда кубометров каждая. Первая нитка предназначена для поставок газа турецким потребителям, по второй будет осуществляться газоснабжение стран Южной и Юго-Восточной Европы.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 09.08.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики