Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия может запустить вторую нитку "Турецкого потока" без согласования маршрута в Европе

Россия может запустить вторую нитку "Турецкого потока" без согласования маршрута в Европе

Для введения в эксплуатацию второй нитки «Турецкого потока» не нужны никакие договоренности по маршруту в Европе, России достаточно будет обеспечить лишь минимальную техническую загрузку газопровода, например, на турецкий рынок, отмечает заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов РФ Алексей Белогорьев. 

Запуск второй нитки "Турецкого потока"

Вторая нитка газопровода «Турецкий поток» будет введена в эксплуатацию 31 декабря 2019 года, заявил в эфире местного телеканала министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Денмез. По его словам, пока «Газпром» продолжает укладку второй ветки на морском участке, работы там завершены примерно на 50%.

«Озвученные сроки выглядя вполне реалистично. И хотя еще предстоит достаточно длительный период пусконаладочных работ, с технической точки зрения газопровод может быть введен в эксплуатацию в декабре 2019 года. Экономическая подоплека здесь вызывает куда большие сомнения, поскольку вторая нитка действительно спросом никак не обеспечена, и в Турции он вряд ли появится в таком объеме к 2020 году.

Никаких конкретных договоренностей с покупателями в Европе пока нет, как нет и никаких гарантий, что будет построена необходимая инфраструктура на территории Греции или Болгарии в направлении Южной Италии или Центральной Европы. Ситуация за последние месяцы не стала выглядеть ясней, поэтому строительство второй нитки следует воспринимать скорее как инвестиции «Газпрома» в будущее», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

На сегодняшний день в соответствии с процедурами Евросоюза и Еврокомиссии обсуждаются два основных варианта маршрута. Как отмечает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, первый вариант предполагает поставки газа через Турцию в Грецию, Албанию и Италию, и это направление должно составить конкуренцию Трансадриатическому газопроводу, по которому газ идет в Италию. 

Вариант минимальной загрузки

По второму варианту предполагается протянуть трубу в сторону Австрии через Балканы, Болгарию, Сербию и Венгрию. При этом поставки можно организовать с акцентом на энергоснабжение Балкан, или протянуть газопровод до хаба Баумгартен, из которого поставлять его уже по другим направлениям.

«Направления маршрутов  выглядят во многом похожими, но главный вопрос заключается не в том, в каком направлении пойдет газопровод. Здесь нет борьбы за рынки сбыта. Оба маршрута упираются в вопрос, кто должен инвестировать в строительство газопроводов на европейской территории. Более того, для введения в эксплуатацию второй нитки «Турецкого потока» не нужны никакие договоренности по маршруту в Европе.

России достаточно будет обеспечить лишь минимальную техническую загрузку газопровода, небольшого объема прокачки на турецкий рынок будет достаточно. Пока фактически речь идет о том, что газопровод обязательно достроят, но он может не использоваться в течение какого-то времени. Такие примеры не единичны в мире, ввести трубу в строй можно и без обеспечения реального спроса на газ, хотя все это и грозит экономическими потерями», - отмечает Алексей Белогорьев.

При обсуждении проекта с европейскими странами «Газпром» рассчитывает на реализацию 13 статьи Третьей газовой директивы, согласно которой операторы газотранспортной системы  обязаны строить новые мощности или расширять существующие в случае обоснованной заявки со стороны поставщика газа. «Газпром» такую заявку предоставил, теперь решение за Европой.

Напомним, что проект «Турецкий поток» предполагает строительство газопровода, состоящего из двух ниток мощностью по 15,75 миллиарда кубометров каждая. Первая нитка предназначена для поставок газа турецким потребителям, по второй будет осуществляться газоснабжение стран Южной и Юго-Восточной Европы.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 09.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики