Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Варшава не ищет легких путей: польские власти едут в Австралию за СПГ

Варшава не ищет легких путей: польские власти едут в Австралию за СПГ

В середине августа президент Польши Анджей Дуда и внушительная делегация руководства польских газовых компаний отправляется в Австралию. Как отмечает местное деловое издание Biznes Alert, одной из тем переговоров станет диверсификация источников поставок СПГ в Польшу. Для этого в Астралию едут представители крупнейшей нефтегазовой госкомпании PGNiG, оператора газотранспортной системы страны Gaz-System и единственного терминала по приему сжиженного газа в Польше Polskie LNG.

«Стоит помнить, что австралийцы — партнеры Польши по укладке Балтийского газопровода и Австралия скоро станет одним из крупнейших, если не крупнейшим, экспортером СПГ», — сказал польскому изданию глава канцелярии польского президента Кшиштоф Щерский. Он добавил, что диверсификация поставок СПГ в Польшу станет одной из тем переговоров.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что закупка австралийского СПГ Польшей не имеет сегодня под собой никаких экономических обоснований. «Это абсолютно бессмысленно с точки зрения логистики и безумие с точки зрения экономики, если только поляки не собираются платить за австралийский СПГ в два раза больше, чем за российский трубопроводный газ», — отметил эксперт.

Австралия является самым отдаленным от Польши производителем СПГ и цены на сжиженный газ с континента превышают даже стоимость СПГ из США. Основной рынок сбыта — Азия. Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявлял в июне, что средняя цена для Европы на российский газ в этом году составит $ 220−230. В международном консалтинговом агентстве Timera Energy при этом отмечали, что минимальная стоимость сжиженного газа из Австралии только для Азии будет держаться на уровне $ 319−355 ($ 9−10 за МMBTU).

Напомним, что в первом полугодии этого года госкомпания PGNiG увеличила импорт российского газа на 6,6%. Сообщение «Газпрома» об этом вызвало нервную реакцию в Варшаве. В PGNiG незамедлили сообщить о том, что рост импорта СПГ в 10 раз больше, чем увеличение поставок «голубого топлива» с востока. Так, импорт сжиженного газа из Катара, Норвегии и США вырос на 60%, сообщили в госкомпании.

В польской госкомпании, правда, не уточнили, что поставки «Газпрома» выросли до 5,6 млрд кубометров, а СПГ — до 1,5 млрд кубометров. При этом, по данным Управления информации Минэнерго США, с января по май этого года в Польшу не было доставлено ни одного груза СПГ из Соединенных Штатов. А по июню и июлю статистические данные еще не публиковались.

При этом в Варшаве не упустили возможности в очередной раз напомнить о том, что Польша обязана по условиям контракта, который истекает в 2022 году, закупать большие объемы газа у российского холдинга и не может их снизить. Речь идет об условии «бери или плати». По контракту, PGNiG согласилась ежегодно покупать до 10 млрд кубометров газа, из которых 8 млрд кубометров являются обязательными. Если предположить, что выкуп газа происходит равномерно в течение всего года, то польская госкомпания, несмотря на жалобы, превысила не только объемы по «бери или плати» на 1,6 млрд кубометров, а и все контрактные объемы — на 600 млн кубометров.

Очевидно, в том числе рост закупок российского газа позволил PGNiG в этом году закачать больше газа в подземные хранилища, чем в прошлом. По данным ассоциации GIE, 12 августа их заполненность составила 85% - на 9% больше, чем в прошлом году. Таким образом, несмотря на то, что подземные хранилища в Польше небольшие, 2,7 млрд кубометров, страна стала лидером среди европейских стран по закачке газа к предстоящему отопительному сезону. Традиционно он начинается в октябре.

Как уже сообщало EADaily, 30 июня в PGNiG заявили, что Стокгольмский арбитраж согласился с доводами польской госкомпании, а глава PGNiG Петр Возняк — в Польше ожидают снижения цены контракта до уровня рыночных цен на более позднем этапе арбитражного производства. В Варшаве напомнили, что на протяжении нескольких лет «Газпром» отвергал любую возможность такого пересмотра, и в результате цена контракта для PGNiG якобы значительно превысила цены на западноевропейских рынках.

«Право любой из сторон потребовать пересмотра цены газа в случае существенных изменений на рынке изначально предусмотрено контрактом. Трибунал подтвердил наличие у ПГНиГ такого права, однако не согласился с предложенными польской компанией способом изменения цены и ценовой формулой. Кроме прочего, трибунал не согласился и с доводами ПГНиГ о том, что единственный релевантный фактор для ценообразования в долгосрочных контрактах на поставку газа — это цены на хабах», — уточнили промежуточное решение Стокгольмского арбитража в «Газпром экспорте».

Заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач рассказал тогда EADaily, что сейчас, когда цены по контрактам «Газпрома» существенно ниже хабовых, только очень неадекватный контрагент может требовать хабовой индексации. «Я подозреваю, что они хотят цену хаба с дополнительной скидкой. А для этого нет никаких оснований, учитывая, что они покупают более дорогой СПГ», — заметил эксперт.

Ранее в PGNiG жаловались, что немецкие компании покупают газ в России дешевле, что создает им конкурентные преимущества, включая польский рынок.

Источник: EADaily, 14.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики