Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Война за европейский рынок: «Газпром» пытается прогнать американцев

Война за европейский рынок: «Газпром» пытается прогнать американцев

Решение ВТО дает сторонам равные шансы

Всемирная торговая организация отчасти поддержала «Газпром» в споре с ЕС об условиях использования газопровода «Северный поток-1». С одной стороны, третейская группа ВТО согласилась с Россией, что ограничение поставок «голубого топлива» по этому направлению противоречит условиям Третьего энергопакета ЕС, ряд положений которого, по мнению Москвы, приводит к дискриминации российского газа в Европе. С другой стороны, ВТО не стала оспаривать требования ЕС по разделению управления добычи, сбыта и транспортировки газа в рамках этого проекта. Другими словами, теоретически к управлению «Северным потоком-1» могут подключиться и другие страны. В том числе энергетические конкуренты России на европейском рынке — Катар и США. 

В докладе Третейской группы по спору России с Евросоюзом при ВТО отмечается, что «ряд мер, содержащихся в Третьем энергопакете и национальных законодательствах стран ЕС, дискриминирует российский газ и трубопроводные проекты» на энергетическом рынке Старого Света.

Имеется в виду газопровод «Северный поток-1», запущенный в эксплуатацию в начале 2012 года. Его мощность составляет составляет примерно четверть поставок российского «голубого топлива» в страны ЕС.

В результате введения «Северного потока-1» в эксплуатацию уровень использования трубопроводной системы Украины для экспорта российского «голубого топлива» на европейский рынок снизился. В конце декабря 2016 года Европейский суд приостановил решение Еврокомиссии о доступе «Газпрома» к трубопроводу OPAL — ветке «Северного потока-1», которая проходит по наземной части на территории Европы, в том числе по Германии. В августе 2017 года этот запрет был снят. «Газпром» увеличил через OPAL транзит в Европу на 40%, на тот же объем сократив экспорт по трубопроводам Украины. Теперь это решение подтверждено ВТО.

По мнению замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, ВТО признала, что «Газпром» в частности и вся Россия в целом являются хотя и главенствующим поставщиком «голубого топлива» на энергетический рынок ЕС, но роли монополиста на нем не играют. То есть в отношении российских компаний не могут быть использованы карательные методы — на них не распространится ограничение объемов поставок газа по определенным трубопроводам.

С другой стороны, двоякое решение ВТО развязывает руки конкурентам России по экспансии на европейский энергетический рынок. Американские добывающие компании, которые стремятся покорить европейских покупателей газа, смогут предъявить претензии на долю в поставках по «Северному потоку-1» (а в последствии и по «Северному потоку-2»). Есть другие конкуренты — Катар и Азербайджан. Несмотря на то что «голубое топливо» из этих стран стоит гораздо дороже российского — на $30–50 за тысячу кубометров больше, — решение ВТО позволяет внедрить его в европейскую трубу, частично исключая из нее российское сырье.

Такой поворот событий был бы на руку американским производителям, которые планируют увеличить за счет роста добычи сланцевого газа поставки «голубого топлива» в Европу. Как заявил недавно президент США Дональд Трамп, в сотрудничестве с европейскими инвесторами в ближайшее время на морских транспортных путях Старого Света может быть построено около 10 заводов по переработке сжиженного природного газа, поставляемого из Штатов.

Задача достаточно амбициозная, но вполне осуществимая — если ЕС разрешит поставлять топливо из других стран по «Северному потоку-1», в частности из США и Катара, то такое решение затем может быть принято и в отношении «Северного потока-2». Тогда, в частности, американский газ в результате снижения стоимости по транспортировке будет соответствовать российским ценам, что сможет потеснить наши экспортные поставки на европейский рынок.

Автор: Николай Макеев 

Источник: Московский комсомолец, 12.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики