Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФАС сдержит цены на бензин "джентельменским соглашением"

ФАС сдержит цены на бензин "джентельменским соглашением"

Рекомендация ФАС нефтяным компаниям сократить экспорт бензина на период ремонтов НПЗ связана со стремлением сдержать цены на внутреннем рынке. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вполне оправданно взялась за ограничение экспорта бензина, чтобы не допустить его дефицита на внутреннем рынке РФ. Как правило, когда нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) уходят на ремонт, создаются опасные предпосылки. График ремонтов согласуется с Минэнерго и ФАС, чтобы снизить риски, но полностью они не ликвидируются. В этот период любые налоговые маневры, аварии на работающих НПЗ или резкие изменения курса валют чреваты скачком цен на топливо.

Во время весеннего ремонта на ряде НПЗ таким непредвиденным фактором стал незапланированный рост объемов экспорта нефтепродуктов, что создало дефицит бензина и дизтопливо в России. Сейчас ФАС играет на опережение, чтобы ситуация не повторилась, а рынок получил дополнительную устойчивость. Это в какой-то мере перестраховка – дополнительные объемы могут и не быть востребованы. Но тема роста цен на топливо стала настолько острой в обществе, что любые дополнительные меры лишними не будут", - отмечает аналитик.

Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин рассказал, что ведомство попросило нефтяные компании сократить экспорт бензина на период ремонтов НПЗ. "Мы не запрещали им, мы просто рекомендовали сократить экспорт бензина", - сказал он. И добавил: сейчас компании экспортируют очень небольшие объемы бензина - "это буквально какие-то крохи". С рядом компаний обсуждается временная возможность полного прекращения экспорта бензина – к примеру, "Сургутнефтегаз" уже намерен перенаправить с экспорта на внутренний рынок дополнительные объемы. При этом в ФАС признают: что экспортный рынок значительно премиальнее российского.

"Основной вопрос в том, что что ФАС не имеет рычагов давления на нефтяные компании – в этом случае ведомство может действовать только рекомендациями. Но примеры "джентельменских соглашений" уже имеются – к примеру, в рамках сделки ОПЕК+. Формально руководство страны не могут указывать компаниям, сколько нефти им добывать. Однако президент РФ Владимир путин обратился к главам компаний, предложив условия, от которых в итоге выиграли все.

Другая сложность в вопросе цены на нефтепродукты сложилась в рамках наших союзнических отношений с Белоруссией. Весенний резкий рост экспорта был связан в том числе с тем, что эта страна закупала довольно значительные объемы бензина и солярки, которые потом перепродавала в соседние страны. А поставки в РБ у нас считаются торговлей в рамках ЕАЭС и пошлинами не облагаются. Потому ФАС предстоит решить, как ограничить продажи Минску, чтобы защитить российских потребителей", - подчеркивает эксперт.

Общая задача

По словам Махонина, "Сургутнефтегаз" сейчас переориентируется на рынок РФ и будет реализовывать товар на биржевых торгах, в том числе в дополнительную торговую сессию. Компания способна обеспечить дополнительно на внутренний рынок в месяц порядка 100 тысяч тонн. По мнению чиновника, это "хороший объем – он может компенсировать выпадающие объемы по ремонтам". Период соглашения - до конца сентября, так как в первый месяц осени запланировано несколько ремонтов на НПЗ. 

Так, в ближайшие месяцы пройдет ремонт на Нижегородском НПЗ "Лукойла", однако компания-владелец накопила достаточные объемы топлива, и снижать предложение не будет. Кроме того, "Роснефть" досрочно завершит ремонт Куйбышевского и Ачинского НПЗ, поэтому повысит объемы предложения, в том числе на биржевых торгах. "Уйдет в ремонт Ангарский завод, но это плановый ремонт, и рынок к нему готов. Небольшое убытие будет по башкирскому заводу. Таким образом, запасы и полное перенаправление с экспорта на внутренний рынок должны объемы оптимизировать", - заключил Махонин.

"Нефтяные компании сами заинтересованы, чтобы на внутреннем рынке не создавалось ажиотажа, не было скачков цен на топливо. Весной стало ясно, что руководство страны намерено делать все, чтобы предотвратить дестабилизацию ситуации, в том числе существенно усложнить бизнесу условия работы. Компаниям, естественно, это не нужно – проще не доводить до предела и выполнить рекомендации чиновников.

Чревато это и другими рисками, в частности - репутационными. В мае этого года на фоне роста цен на бизнес вылился шквал критики со стороны населения. Звучали призывы отказаться от топлива определенных компаний, выходить на митинги против нефтепереработчиков и реализаторов бензина. Такие вещи бизнес пугают, они нежелательны никогда.

Даже если компании обоснованно повышают цены, критики не избежать, потому кризисные моменты становятся дополнительным шоком и факторами риска для бизнеса. Ему предпочтительнее работать спокойно – пусть и в рамках "джентельменских соглашений", ограничивающих экспорт. В данном случае поговорка "бизнес любит тишину" наиболее актуальна – любые потрясениянефтяникам крайне нежелательны", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 23.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики