Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Финансирование Грузии подтвердило бессмысленность газопровода TANAP

Финансирование Грузии подтвердило бессмысленность газопровода TANAP

Газовые дотации Германии в отношении Грузии связаны с проектом TANAP – считает старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Европа продолжает строить альтернативную России газовую систему

Дело в том, что канцлер ФРГ Ангела Меркель посетила Грузию с официальным визитом, одним из результатов которого стало решение по выделению Грузии гранта в 150 млн евро на строительство первого в этой стране газового хранилища.

Примечательно, что эти средства будут выделены банком реконструкции и развития Германии, причем данное финансирование носит безвозмездный характер, т.е. немцы вкладывают деньги в конкретный проект и хотят получить результат в виде новой газовой инфраструктуры в Грузии, которая будет полностью соответствовать энергетическим планам Евросоюза в Закавказье.

Здесь можно проследить два направления усилий. Во-первых, это газопровод TAP-TANAP, который приобрел для Евросоюза стратегический характер, несмотря на свою сомнительную экономическую состоятельность. Во-вторых, это общеевропейская система инфраструктурных объектов в виде газохранилищ и газоконнекторов, которая сегодня активно строится по всей Европе.

Например, Евросоюз недавно инвестировал средства в газоконнектор между Финляндией и Эстонией, причем формальной целью этого проекта были обозначены альтернативные российскому газу поставки энергетических ресурсов для эстонской экономики. 

Европейцы не могут отказаться от российского газа

Юмор здесь заключается в том, что Финляндия получает весь потребляемый газ из России, не имеет собственных источников и может поставить в Эстонию только перепроданный российский газ. Примерно также обстоят дела и со всеми другими энергетическими проектами в Прибалтике, да и по всему Евросоюзу – тоже. Достаточно посмотреть на текущую загрузку СПГ-терминалов на старом континенте.

Ведь суммарные мощности СПГ-терминалов на старом континенте способны принять 210 млрд кубов сжиженного газа прямо сейчас с возможностью дальнейшего расширения приемной мощности до 240 млрд кубов в краткосрочной перспективе. Учитывая то обстоятельство, что они в 2016 году были загружены только на 23 процента, это теоретически может закрыть весь российский экспорт в Евросоюз.

Только рачительные европейцы, естественно, не стремятся проводить такую политику, не говоря уже о том, что сопоставимые объемы СПГ взять просто неоткуда, и стараются считать каждую копейку, что видно хотя бы по польскому терминалу в Свиноустье.

Другой вопрос, что инфраструктурные проекты продолжают реализовываться – взять тот же TANAP и связанные с ним газотранспортные объекты и миллиардные инвестиции, поэтому данная германская дотация Грузии является частью единой цепи событий. 

Все эти проекты не угрожают позициям России

«Строительство данного газохранилища должно позволить нормально функционировать той газотранспортной системе, которая сегодня строится, т.е. TAP-TANAP, по доставке азербайджанского газа в страны Евросоюза», - констатирует Юшков.

На этот проект в Евросоюзе делается очень большая политическая ставка, и он получил «зеленый свет» от всех европейских органов, несмотря на то, что он противоречит нормам Третьего энергопакета больше, чем оба «Северных потока» вместе взятые. Кроме того, данный проект большую часть природного газа доставит в Турцию, а Евросоюзу от всей этой инфраструктуры достанутся только остатки.

И самое удивительное, что у Азербайджана нет газа даже для покрытия этих обговоренных 15 млрд кубометров в год, поскольку у месторождения «Шах-Дениз» существуют серьезные проблемы с добычей, для чего Баку и подписал соглашение с «Газпромом» на поставку газа. Поэтому пока ЕС не добьется подключения к этому проекту Туркмении, европейцам и здесь не обойтись без российского газа.

«При этом, для TANAP все равно необходимо газохранилище, поскольку летом поставки газа традиционно идут на спад и, чтобы не форсировать процессы осенью и зимой, необходимы страховочные запасы добытого газа», - заключает Юшков

В этих проектах политика заменяет экономику

Как замечает эксперт, такая политика позволяет балансировать добычу во все времена года и вести бесперебойную поставку газа по долгосрочным контрактам, что можно проследить хотя бы по системе газовых хранилищ на современной Украине.

«Впрочем, объемы газа здесь очень небольшие и поэтому нельзя говорить о том, что данный проект как-то сократит зависимость Евросоюза от российского газа. Просто это необходимый элемент для поддержания работы строящейся в этом регионе инфраструктуры. Так что, это логичное действие для Берлина, который выступает здесь от лица Евросоюза», - резюмирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, данный проект напрямую касается не интересов Германии, а Греции, Болгарии и, как максимум, Италии, хотя существуют большие сомнения в том, что газ с TANAP сможет как-то доползти до данной страны.

«Что касается самой Грузии, то на сегодня эта страна получает весь газ из Азербайджана, причем Тбилиси отказался от платы за транзит газа в Армению путем поставки газа в Грузию и получает за это живые деньги», - констатирует Юшков

Такая политика бессмысленна для Грузии с экономической точки зрения, поскольку получение платы природным газом от России было крайне выгодно по цене, а теперь Тбилиси по политическим мотивам закупает природный газ значительно дороже.

Впрочем, точно также можно охарактеризовать и проект TAP-TANAP, который необходим Евросоюзу только для того, чтобы обозначить, что Брюссель ведет борьбу с засильем «Газпрома» на европейском энергетическом рынке.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 24.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики