Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Финансирование Грузии подтвердило бессмысленность газопровода TANAP

Финансирование Грузии подтвердило бессмысленность газопровода TANAP

Газовые дотации Германии в отношении Грузии связаны с проектом TANAP – считает старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Европа продолжает строить альтернативную России газовую систему

Дело в том, что канцлер ФРГ Ангела Меркель посетила Грузию с официальным визитом, одним из результатов которого стало решение по выделению Грузии гранта в 150 млн евро на строительство первого в этой стране газового хранилища.

Примечательно, что эти средства будут выделены банком реконструкции и развития Германии, причем данное финансирование носит безвозмездный характер, т.е. немцы вкладывают деньги в конкретный проект и хотят получить результат в виде новой газовой инфраструктуры в Грузии, которая будет полностью соответствовать энергетическим планам Евросоюза в Закавказье.

Здесь можно проследить два направления усилий. Во-первых, это газопровод TAP-TANAP, который приобрел для Евросоюза стратегический характер, несмотря на свою сомнительную экономическую состоятельность. Во-вторых, это общеевропейская система инфраструктурных объектов в виде газохранилищ и газоконнекторов, которая сегодня активно строится по всей Европе.

Например, Евросоюз недавно инвестировал средства в газоконнектор между Финляндией и Эстонией, причем формальной целью этого проекта были обозначены альтернативные российскому газу поставки энергетических ресурсов для эстонской экономики. 

Европейцы не могут отказаться от российского газа

Юмор здесь заключается в том, что Финляндия получает весь потребляемый газ из России, не имеет собственных источников и может поставить в Эстонию только перепроданный российский газ. Примерно также обстоят дела и со всеми другими энергетическими проектами в Прибалтике, да и по всему Евросоюзу – тоже. Достаточно посмотреть на текущую загрузку СПГ-терминалов на старом континенте.

Ведь суммарные мощности СПГ-терминалов на старом континенте способны принять 210 млрд кубов сжиженного газа прямо сейчас с возможностью дальнейшего расширения приемной мощности до 240 млрд кубов в краткосрочной перспективе. Учитывая то обстоятельство, что они в 2016 году были загружены только на 23 процента, это теоретически может закрыть весь российский экспорт в Евросоюз.

Только рачительные европейцы, естественно, не стремятся проводить такую политику, не говоря уже о том, что сопоставимые объемы СПГ взять просто неоткуда, и стараются считать каждую копейку, что видно хотя бы по польскому терминалу в Свиноустье.

Другой вопрос, что инфраструктурные проекты продолжают реализовываться – взять тот же TANAP и связанные с ним газотранспортные объекты и миллиардные инвестиции, поэтому данная германская дотация Грузии является частью единой цепи событий. 

Все эти проекты не угрожают позициям России

«Строительство данного газохранилища должно позволить нормально функционировать той газотранспортной системе, которая сегодня строится, т.е. TAP-TANAP, по доставке азербайджанского газа в страны Евросоюза», - констатирует Юшков.

На этот проект в Евросоюзе делается очень большая политическая ставка, и он получил «зеленый свет» от всех европейских органов, несмотря на то, что он противоречит нормам Третьего энергопакета больше, чем оба «Северных потока» вместе взятые. Кроме того, данный проект большую часть природного газа доставит в Турцию, а Евросоюзу от всей этой инфраструктуры достанутся только остатки.

И самое удивительное, что у Азербайджана нет газа даже для покрытия этих обговоренных 15 млрд кубометров в год, поскольку у месторождения «Шах-Дениз» существуют серьезные проблемы с добычей, для чего Баку и подписал соглашение с «Газпромом» на поставку газа. Поэтому пока ЕС не добьется подключения к этому проекту Туркмении, европейцам и здесь не обойтись без российского газа.

«При этом, для TANAP все равно необходимо газохранилище, поскольку летом поставки газа традиционно идут на спад и, чтобы не форсировать процессы осенью и зимой, необходимы страховочные запасы добытого газа», - заключает Юшков

В этих проектах политика заменяет экономику

Как замечает эксперт, такая политика позволяет балансировать добычу во все времена года и вести бесперебойную поставку газа по долгосрочным контрактам, что можно проследить хотя бы по системе газовых хранилищ на современной Украине.

«Впрочем, объемы газа здесь очень небольшие и поэтому нельзя говорить о том, что данный проект как-то сократит зависимость Евросоюза от российского газа. Просто это необходимый элемент для поддержания работы строящейся в этом регионе инфраструктуры. Так что, это логичное действие для Берлина, который выступает здесь от лица Евросоюза», - резюмирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, данный проект напрямую касается не интересов Германии, а Греции, Болгарии и, как максимум, Италии, хотя существуют большие сомнения в том, что газ с TANAP сможет как-то доползти до данной страны.

«Что касается самой Грузии, то на сегодня эта страна получает весь газ из Азербайджана, причем Тбилиси отказался от платы за транзит газа в Армению путем поставки газа в Грузию и получает за это живые деньги», - констатирует Юшков

Такая политика бессмысленна для Грузии с экономической точки зрения, поскольку получение платы природным газом от России было крайне выгодно по цене, а теперь Тбилиси по политическим мотивам закупает природный газ значительно дороже.

Впрочем, точно также можно охарактеризовать и проект TAP-TANAP, который необходим Евросоюзу только для того, чтобы обозначить, что Брюссель ведет борьбу с засильем «Газпрома» на европейском энергетическом рынке.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 24.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики