Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Румыния хочет продать на Украину российский газ под видом азербайджанского

Румыния хочет продать на Украину российский газ под видом азербайджанского

Новый румыно-украинский газопровод экономически нецелесообразен – считает старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной экономической безопасности Игорь Юшков

Румыны решили построить интерконнектор на Украину

Дело в том, что появилась информация, что румынская газотранспортная компания Transgaz собирается построить на Украине третью сетевую точку, которая станет еще одной линией газопровода между городами Гереешть и Серет.

Примечательно, что данный газопровод из Румынии в Тернопольскую область Украины обойдется компании Transgaz в 125 млн евро, причем общий срок ввода проекта в опытную эксплуатацию составит порядка 7 лет, поскольку его техническое задание будет готово только в следующем году. Сам этот проект рассматривается в качестве альтернативы трубопровода BRUA для доставки газа из Черного моря.

Отметим, что идея газопровода BRUA была предложена в 2016 года под лозунгом борьбы с газовой зависимостью от России, причем этот проект планировался в качестве части интерконнектора между Болгарией, Румынией, Венгрией и Австрией. Теперь румыны решили распространить свой проект на Украину, которая известна яростным желанием переплачивать за газ, и потратят на это порядка 125 млн евро.

Подобные интерконнекторы строятся сегодня по всей Европе, несмотря на то, что на внутреннем рынке Евросоюза просто нет предложения, которое смогло хотя бы заполнить те объемы газа, которые Россия поставляет на европейский рынок. 

Это обычная практика для государств восточной Европы

Здесь нужно сделать четкий вывод, что современное состояние газовой добычи в Черном море не предполагает того, что объемы данного проекта могут быть заполнены. Соответственно, газ для этого интерконнектора будет выискиваться где-то еще.

«Вообще эта система интерконнекторов создается для выкачивания средств из национальных бюджетов государств Евросоюза, поскольку, если разбирать эти проекты с точки зрения экономики, никакого смысла в них не найти», - констатирует Юшков.

Данное строительство интерконнекторов, т.е. соединительных газопроводов, под лозунгом повышения энергетической безопасности и диверсификации источников закупки природного газа получает субсидии со стороны Евросоюза. Затем эти средства каким-то непонятным образом осваиваются и на выходе в лучшем случае получаются нерентабельные энергетические проекты.

«Итог у этих проектов всегда един – подобные газопроводы либо вообще не строятся, либо строятся, но затем не эксплуатируются. Были даже случаи, когда после торжественной сварки двух труб, они затем оставались в поле, а сам газопровод не строился, что отлично показывает общий уровень всех таких инфраструктурных предложений», - резюмирует Юшков

Румыны пытаются заработать на борьбе с Россией

Таким образом, очень может быть, что перед нами очередной способ освоения европейских инвестиций, и это даже логично по той причине, что Украина сегодня в Европе ассоциируется с черной дырой, где могут отлично заработать разные авантюристы.

«Румыния не обеспечивает себя полностью газом – какие-то, пусть и небольшие объемы, она импортирует, поэтому София не сможет закрыть данный проект своими силами, и для его загрузки должна будет искать какие-то другие источники. Так что, перед нами еще один проект, который не имеет гарантированной материальной базы», - заключает Юшков.

Впрочем, нельзя забывать про то, что перед Украиной сегодня стоит перспектива, что эта страна после полной реализации «Северного потока-2» вынуждена будет разбирать свою ГТС, поскольку у нее больше не будет серьезного транзита.

«Вполне, вероятно, что вследствие строительства «Турецкого потока» и газопровода TANAP Румыния теперь видит себя в качестве очередного транзитера российского или азербайджанского газа на территорию Украины», - констатирует Юшков

Румыния хочет продолжить зарабатывать деньги на транзите газа

Схема тут простая – российский газ будет заходить в Турцию по «Турецкому потоку», затем через нее пройдет в Болгарию. Из Болгарии этот энергоресурс с помощью данного интерконнектора пройдет Румынию и будет поставлен на Украину.

«Кроме того, здесь можно воспользоваться Трансбалканским газопроводом, по которому российский газ в настоящее время идет в Турцию. После строительства «Турецкого потока», он будет пустовать, что, естественно, вызвало опасения со стороны Румынии, после чего сразу появился данный интерконнектор для борьбы с зависимостью от России», - резюмирует Юшков.

Здесь нужно понимать, что многие восточноевропейские государства привыкли получать транзитный заработок с поставок российского газа, поэтому наши проекты «Северный поток», «Северный поток-2» и «Турецкий поток» стали для той же Румынии серьезной проблемой.

Поэтому не стоит удивляться тому, что такие государства, как Румыния и Польша пытаются сегодня использовать экономические проблемы Украины и «заточить» данную страну под заведомо невыгодные транзитные проекты со своим участием. 

«Румыния и ряд других стран отличаются тем, что под лозунгом строительства интерконнекторов и увеличения диверсификации поставок, они берут субсидии у Евросоюза и подобным образом их осваивают», - заключает Юшков.

Осталось только привязать к этому проекту газопровод TANAP, чтобы поставлять российский газ на Украину через Азербайджан, Турцию, Болгарию и Румынию. Впрочем, такие предложения уже, наверняка, сделаны официальному Киеву.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 30.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики