Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Румыния хочет продать на Украину российский газ под видом азербайджанского

Румыния хочет продать на Украину российский газ под видом азербайджанского

Новый румыно-украинский газопровод экономически нецелесообразен – считает старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной экономической безопасности Игорь Юшков

Румыны решили построить интерконнектор на Украину

Дело в том, что появилась информация, что румынская газотранспортная компания Transgaz собирается построить на Украине третью сетевую точку, которая станет еще одной линией газопровода между городами Гереешть и Серет.

Примечательно, что данный газопровод из Румынии в Тернопольскую область Украины обойдется компании Transgaz в 125 млн евро, причем общий срок ввода проекта в опытную эксплуатацию составит порядка 7 лет, поскольку его техническое задание будет готово только в следующем году. Сам этот проект рассматривается в качестве альтернативы трубопровода BRUA для доставки газа из Черного моря.

Отметим, что идея газопровода BRUA была предложена в 2016 года под лозунгом борьбы с газовой зависимостью от России, причем этот проект планировался в качестве части интерконнектора между Болгарией, Румынией, Венгрией и Австрией. Теперь румыны решили распространить свой проект на Украину, которая известна яростным желанием переплачивать за газ, и потратят на это порядка 125 млн евро.

Подобные интерконнекторы строятся сегодня по всей Европе, несмотря на то, что на внутреннем рынке Евросоюза просто нет предложения, которое смогло хотя бы заполнить те объемы газа, которые Россия поставляет на европейский рынок. 

Это обычная практика для государств восточной Европы

Здесь нужно сделать четкий вывод, что современное состояние газовой добычи в Черном море не предполагает того, что объемы данного проекта могут быть заполнены. Соответственно, газ для этого интерконнектора будет выискиваться где-то еще.

«Вообще эта система интерконнекторов создается для выкачивания средств из национальных бюджетов государств Евросоюза, поскольку, если разбирать эти проекты с точки зрения экономики, никакого смысла в них не найти», - констатирует Юшков.

Данное строительство интерконнекторов, т.е. соединительных газопроводов, под лозунгом повышения энергетической безопасности и диверсификации источников закупки природного газа получает субсидии со стороны Евросоюза. Затем эти средства каким-то непонятным образом осваиваются и на выходе в лучшем случае получаются нерентабельные энергетические проекты.

«Итог у этих проектов всегда един – подобные газопроводы либо вообще не строятся, либо строятся, но затем не эксплуатируются. Были даже случаи, когда после торжественной сварки двух труб, они затем оставались в поле, а сам газопровод не строился, что отлично показывает общий уровень всех таких инфраструктурных предложений», - резюмирует Юшков

Румыны пытаются заработать на борьбе с Россией

Таким образом, очень может быть, что перед нами очередной способ освоения европейских инвестиций, и это даже логично по той причине, что Украина сегодня в Европе ассоциируется с черной дырой, где могут отлично заработать разные авантюристы.

«Румыния не обеспечивает себя полностью газом – какие-то, пусть и небольшие объемы, она импортирует, поэтому София не сможет закрыть данный проект своими силами, и для его загрузки должна будет искать какие-то другие источники. Так что, перед нами еще один проект, который не имеет гарантированной материальной базы», - заключает Юшков.

Впрочем, нельзя забывать про то, что перед Украиной сегодня стоит перспектива, что эта страна после полной реализации «Северного потока-2» вынуждена будет разбирать свою ГТС, поскольку у нее больше не будет серьезного транзита.

«Вполне, вероятно, что вследствие строительства «Турецкого потока» и газопровода TANAP Румыния теперь видит себя в качестве очередного транзитера российского или азербайджанского газа на территорию Украины», - констатирует Юшков

Румыния хочет продолжить зарабатывать деньги на транзите газа

Схема тут простая – российский газ будет заходить в Турцию по «Турецкому потоку», затем через нее пройдет в Болгарию. Из Болгарии этот энергоресурс с помощью данного интерконнектора пройдет Румынию и будет поставлен на Украину.

«Кроме того, здесь можно воспользоваться Трансбалканским газопроводом, по которому российский газ в настоящее время идет в Турцию. После строительства «Турецкого потока», он будет пустовать, что, естественно, вызвало опасения со стороны Румынии, после чего сразу появился данный интерконнектор для борьбы с зависимостью от России», - резюмирует Юшков.

Здесь нужно понимать, что многие восточноевропейские государства привыкли получать транзитный заработок с поставок российского газа, поэтому наши проекты «Северный поток», «Северный поток-2» и «Турецкий поток» стали для той же Румынии серьезной проблемой.

Поэтому не стоит удивляться тому, что такие государства, как Румыния и Польша пытаются сегодня использовать экономические проблемы Украины и «заточить» данную страну под заведомо невыгодные транзитные проекты со своим участием. 

«Румыния и ряд других стран отличаются тем, что под лозунгом строительства интерконнекторов и увеличения диверсификации поставок, они берут субсидии у Евросоюза и подобным образом их осваивают», - заключает Юшков.

Осталось только привязать к этому проекту газопровод TANAP, чтобы поставлять российский газ на Украину через Азербайджан, Турцию, Болгарию и Румынию. Впрочем, такие предложения уже, наверняка, сделаны официальному Киеву.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 30.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики