Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Румыния хочет продать на Украину российский газ под видом азербайджанского

Румыния хочет продать на Украину российский газ под видом азербайджанского

Новый румыно-украинский газопровод экономически нецелесообразен – считает старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной экономической безопасности Игорь Юшков

Румыны решили построить интерконнектор на Украину

Дело в том, что появилась информация, что румынская газотранспортная компания Transgaz собирается построить на Украине третью сетевую точку, которая станет еще одной линией газопровода между городами Гереешть и Серет.

Примечательно, что данный газопровод из Румынии в Тернопольскую область Украины обойдется компании Transgaz в 125 млн евро, причем общий срок ввода проекта в опытную эксплуатацию составит порядка 7 лет, поскольку его техническое задание будет готово только в следующем году. Сам этот проект рассматривается в качестве альтернативы трубопровода BRUA для доставки газа из Черного моря.

Отметим, что идея газопровода BRUA была предложена в 2016 года под лозунгом борьбы с газовой зависимостью от России, причем этот проект планировался в качестве части интерконнектора между Болгарией, Румынией, Венгрией и Австрией. Теперь румыны решили распространить свой проект на Украину, которая известна яростным желанием переплачивать за газ, и потратят на это порядка 125 млн евро.

Подобные интерконнекторы строятся сегодня по всей Европе, несмотря на то, что на внутреннем рынке Евросоюза просто нет предложения, которое смогло хотя бы заполнить те объемы газа, которые Россия поставляет на европейский рынок. 

Это обычная практика для государств восточной Европы

Здесь нужно сделать четкий вывод, что современное состояние газовой добычи в Черном море не предполагает того, что объемы данного проекта могут быть заполнены. Соответственно, газ для этого интерконнектора будет выискиваться где-то еще.

«Вообще эта система интерконнекторов создается для выкачивания средств из национальных бюджетов государств Евросоюза, поскольку, если разбирать эти проекты с точки зрения экономики, никакого смысла в них не найти», - констатирует Юшков.

Данное строительство интерконнекторов, т.е. соединительных газопроводов, под лозунгом повышения энергетической безопасности и диверсификации источников закупки природного газа получает субсидии со стороны Евросоюза. Затем эти средства каким-то непонятным образом осваиваются и на выходе в лучшем случае получаются нерентабельные энергетические проекты.

«Итог у этих проектов всегда един – подобные газопроводы либо вообще не строятся, либо строятся, но затем не эксплуатируются. Были даже случаи, когда после торжественной сварки двух труб, они затем оставались в поле, а сам газопровод не строился, что отлично показывает общий уровень всех таких инфраструктурных предложений», - резюмирует Юшков

Румыны пытаются заработать на борьбе с Россией

Таким образом, очень может быть, что перед нами очередной способ освоения европейских инвестиций, и это даже логично по той причине, что Украина сегодня в Европе ассоциируется с черной дырой, где могут отлично заработать разные авантюристы.

«Румыния не обеспечивает себя полностью газом – какие-то, пусть и небольшие объемы, она импортирует, поэтому София не сможет закрыть данный проект своими силами, и для его загрузки должна будет искать какие-то другие источники. Так что, перед нами еще один проект, который не имеет гарантированной материальной базы», - заключает Юшков.

Впрочем, нельзя забывать про то, что перед Украиной сегодня стоит перспектива, что эта страна после полной реализации «Северного потока-2» вынуждена будет разбирать свою ГТС, поскольку у нее больше не будет серьезного транзита.

«Вполне, вероятно, что вследствие строительства «Турецкого потока» и газопровода TANAP Румыния теперь видит себя в качестве очередного транзитера российского или азербайджанского газа на территорию Украины», - констатирует Юшков

Румыния хочет продолжить зарабатывать деньги на транзите газа

Схема тут простая – российский газ будет заходить в Турцию по «Турецкому потоку», затем через нее пройдет в Болгарию. Из Болгарии этот энергоресурс с помощью данного интерконнектора пройдет Румынию и будет поставлен на Украину.

«Кроме того, здесь можно воспользоваться Трансбалканским газопроводом, по которому российский газ в настоящее время идет в Турцию. После строительства «Турецкого потока», он будет пустовать, что, естественно, вызвало опасения со стороны Румынии, после чего сразу появился данный интерконнектор для борьбы с зависимостью от России», - резюмирует Юшков.

Здесь нужно понимать, что многие восточноевропейские государства привыкли получать транзитный заработок с поставок российского газа, поэтому наши проекты «Северный поток», «Северный поток-2» и «Турецкий поток» стали для той же Румынии серьезной проблемой.

Поэтому не стоит удивляться тому, что такие государства, как Румыния и Польша пытаются сегодня использовать экономические проблемы Украины и «заточить» данную страну под заведомо невыгодные транзитные проекты со своим участием. 

«Румыния и ряд других стран отличаются тем, что под лозунгом строительства интерконнекторов и увеличения диверсификации поставок, они берут субсидии у Евросоюза и подобным образом их осваивают», - заключает Юшков.

Осталось только привязать к этому проекту газопровод TANAP, чтобы поставлять российский газ на Украину через Азербайджан, Турцию, Болгарию и Румынию. Впрочем, такие предложения уже, наверняка, сделаны официальному Киеву.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 30.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики