Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия уходит от «Газпрома»

Белоруссия уходит от «Газпрома»

После ввода АЭС Минск снизит закупки газа в России на 19%

Белоруссия после полного ввода в эксплуатацию строящейся на российский госкредит АЭС сможет сократить закупки газа в РФ на 3,5 млрд кубометров в год. Это снизит импорт газа почти на 20%, что при текущих ценах уменьшает выручку «Газпрома» на 30 млрд руб. в год. По мнению аналитиков, для монополии это непринципиальная сумма, а привлекательность белорусского рынка для «Газпрома» все равно падает.

Белоруссия может к 2022 году снизить потребление газа на 3,5 млрд кубометров в год, или примерно на 18,5%, после запуска строящейся Белорусской (Островецкой) АЭС на западе страны, сообщила 4 сентября заместитель главы белорусского Минэнерго Ольга Прудникова. Мощность двухблочной АЭС, которая строится в Гродненской области на госкредит РФ объемом до $10 млрд и по проекту «Росатома» ВВЭР-1200, должна составить 2,4 ГВт. Первый энергоблок планируется ввести в ноябре 2019 года. То есть потребление газа в стране может упасть уже в 2020 году.

36,9 млрд кВт•ч составило энергопотребление в Белоруссии в 2017 году 

Единственным экспортером газа в Белоруссию является «Газпром», в 2017 году поставки составили 19 млрд кубометров. Основной потребитель газа — энергетика (основные белорусские мощности — газовые ТЭС), и спрос в последние десять лет остается стабильным — без учета кризисного 2009 года в диапазоне 19–21 млрд кубометров. Поскольку Белоруссия входит в ЕАЭС, «Газпром» поставляет туда газ без экспортной пошлины. При этом цена газа планомерно снижалась в последние годы и на 2018 год, по словам главы Минэнерго Белоруссии Владимира Семашко, составляет $129 за тысячу кубометров. Это примерно вдвое меньше, чем текущая средняя экспортная цена «Газпрома» (около $240 за тысячу кубометров), но вдвое выше тарифов в РФ. На фоне ослабления рубля оптовая цена «Газпрома» для соседней Смоленской области сейчас около $65 за тысячу кубометров.

Изначально Белорусская АЭС должна была не только замещать внутреннюю выработку ТЭС страны, но и работать на экспорт, в таком режиме, возможно, снижение закупок газа в РФ было бы не таким масштабным. Но на фоне отказа Литвы и Польши закупать энергию атомной станции и на фоне планов Прибалтики по выходу из режима синхронной работы с энергосистемами РФ и Белоруссии фактически значительная часть выработки вынужденно будет уходить на покрытие внутреннего спроса, дополнительно вытесняя газовую генерацию. С другой стороны, сейчас обсуждается возможность строительства в Белоруссии резервных ТЭС, которые должны стать резервом на случай ремонтов АЭС (см. “Ъ” от 10 августа).

Есть и риск перетоков «лишней» выработки из Белоруссии в центр и на северо-запад России, что, в свою очередь, может сформировать здесь энергопрофицит. Но эти перетоки могут стать выгодными при возникновении единого энергорынка ЕАЭС, механизмы которого, как писал “Ъ” 23 августа, пока не согласованы с Минэнерго и генкомпаниями России.

Белоруссия является довольно выгодным рынком для «Газпрома» из-за близости к границе (это минимизирует расходы на транспорт газа) и отсутствия пошлины. Сокращение спроса на 3,5 млрд кубометров, исходя из текущего курса рубля к доллару, по оценке “Ъ”, может снизить выручку «Газпрома» на 30 млрд руб., а EBITDA — на 10 млрд руб. (менее 0,7% от скорректированной EBITDA компании за 2017 год). В целом для бизнеса «Газпрома» влияние этого фактора, видимо, будет незначительным.

Хотя белорусский рынок довольно привлекателен для «Газпрома», эта привлекательность снижается в последние годы в связи с усилиями Минска по снижению цен, говорит Алексей Гривач из ФНЭБ. Он отмечает, что к 2025 году должен быть создан единый рынок газа ЕАЭС — пока неясно, как это будет выглядеть на практике, но, вероятнее всего, рентабельность продаж «Газпрома» в итоге снизится. По мнению аналитика, газ, не востребованный Белоруссией, удастся продать в Европе по более высокой цене, тем более что спрос там растет, а избыток добычных мощностей, который был у «Газпрома» в последние несколько лет, постепенно сокращается.

Авторы: Юрий Барсуков, Владимир Дзагуто 

Источник: Коммерсантъ, 05.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики