Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ США vs СПГ Ямала: по себестоимости бьем в ЕС, но проигрываем в Азии

СПГ США vs СПГ Ямала: по себестоимости бьем в ЕС, но проигрываем в Азии

СПГ с Ямала проигрывает по себестоимости в Азии сжиженному газу из США, но на проекте это никак не сказывается. Цены в регионе бьют рекорды. После запуска второго проекта, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК рассчитывает обойти конкурентов из-за океана уже по всем статьям.

По оценке российской компании, сейчас себестоимость СПГ с Ямала с доставкой в Европу ниже, чем у американских компаний. Такие данные приводит агентство «Прайм» со ссылкой на материалы НОВАТЭКа. Так, себестоимость газа с «Ямал СПГ» при поставке на рынок Европы составляет $ 6 за миллион BTU ($ 213 за тысячу кубометров), а у СПГ из США — $ 6,4 за миллион BTU. В то же время при поставке в Азию СПГ с Ямала выходит уже дороже американского сжиженного газа. $ 7,7 за миллион BTU против $ 7,5.

Катарский СПГ при этом находится вне конкуренции, а вот австралийский дороже при поставке как в Европу, так и Азию — $ 10,8 и $ 9,4 за миллион BTU.

К 2022−2023 году НОВАТЭК планирует запустить первую из трех линий следующего проекта по сжижению газа, «Арктик СПГ-2» общей мощностью 20 млн тонн в год, и снизить себестоимость сжиженного газа за счет падения стоимости сжижения. За счет отечественного оборудования компания планирует довести себестоимость сжижения с $ 4,1 до $ 2,5 за миллион BTU. Таким образом, себестоимость СПГ при поставке в Европу снизится до $ 4,4 и в Азию — до $ 6,1.

В стратегии НОВАТЭКа говорится о том, что сейчас доставка через Европу в Азию, обходится в $ 2,49 за миллион BTU, а по Северному морскому пути (СМП) — в $ 1,84. При этом навигация по СМП возможна 5 месяцев в году и большинство грузов доставляется через Суэцкий канал. К 2022 году в НОВАТЭКЕ планируют доставлять СПГ в Азию только по Северному морскому пути, построив при этом перегрузочный комплекс на Камчатке. Там для снижения себестоимости доставки СПГ будут перегружать с танкеров ледокольного класса на традиционный и общие затраты на транспортировку в Азию снизятся до $ 1,65 за миллион BTU. Сейчас средние затраты составляют $ 2,22.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что сейчас позиции российского СПГ в Азии хорошие. Особенно у проекта «Сахалин-1». «В связи с ажиотажным спросом в Китае рынок очень благоприятный, но ситуация динамичная, все может быстро измениться, если рост спроса притормозит», — говорит эксперт.

Несмотря на ввод в скором будущем большого количества проектов СПГ по всему миру, аналитики Fitch Ratings прогнозируют дефицит сжиженного газа к 2022−2025 годам из-за роста потребления в Азии. Сейчас же стоимость газа в регионе вышла на новый рекорд и достигла $ 11,5 за миллион BTU ($ 408 за тысячу кубометров) при доставке в октябре.

Сегодня весь ямальский СПГ законтрактован акционерами, «Газпромом» и испанской Naturgy (бывшая Gas Natural Fenosa), однако, как считает Алексей Гривач, конечными потребителями и то с натяжкой можно назвать только испанцев и китайскую CNPC. Остальные перепродают СПГ. Впрочем, высокие цены на СПГ в Азии позволяют это делать сегодня с достаточно большой маржой. Цены на СПГ в Азии сейчас выше себестоимости ямальского СПГ на треть — на $ 3,8 за миллион BTU ($ 135 за каждую тысячу кубометров). Замдиректора ФНЭБ отметил, что большую часть года возить в Азию ямальский СПГ долго и дорого: «И конкурировать по себестоимости с проектами, расположенными в более благоприятных условиях, тяжело». В НОВАТЭКЕ отмечают, что, если по Северному морскому пути СПГ с Ямала доставляют в среднем за 19 дней, то через Европу — за 36.

Как уже сообщало EADaily, в международном консалтинговом агентстве Timera Energy считают проект «Ямал СПГ» одним из самых перспективных в мире. Если ямальский СПГ и не сможет составить конкуренцию катарскому сжиженному газу, то свободно будет конкурировать с американским, считают аналитики. Всего по проекту трех очередей «Ямал СПГ» планируется ежегодно поставлять 16,5 млн тонн СПГ (около 23 млрд кубометров). Большая часть газа законтрактована самими участниками «Ямал СПГ» — НОВАТЭКом (50,1% в проекте), французской Total (20%) и китайской CNPC (20%). Кроме того, по 2,5 млн тонн ежегодно будут выкупать «Газпром» и испанская Gas Natural Fenosa.

«Ямал СПГ» — один из немногих успешных проектов в российской Арктике. Это также и демонстрация успешного международного сотрудничества. Всего несколько проектов устояли в условиях санкций", — заметила изданию Arcticnow исследователь Стокгольмского международного института изучения мира Екатерина Клименко.

Кроме «Ямал СПГ», компания НОВАТЭК планирует также осуществить проект «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове. Его мощность составит 20 млн тонн, а цена — $ 10 млрд. Разница в стоимости с первым проектом СПГ заключается в том, что компания планирует строить гравитационные платформы, на которых и разместят модульный завод по сжижению газа.

«Мы уже приступили к строительству центра по строительству крупнотоннажных морских сооружений (в Мурманске). Там будет 21 док, мы сможем параллельно строить две платформы. Мы уверены, что строительство в таком формате позволит нам снизить капитальные затраты на сжижение. Кроме того, будем производить эти линии СПГ серийно, таким образом, каждая следующая линия будет получаться дешевле», — заявил директор департамента НОВАТЭКа по стратегии развития бизнеса и перспективным проектам Георгий Нозадзе на совещании по локализации производства оборудования СПГ. — Также серийное производство позволит импортозамещать оборудование на наших линиях СПГ. То есть если мы на первую линию поставим какое-то оборудование иностранного производства, то мы можем создавать заказ на то, чтобы конкретно этот блок был произведен каким-то предприятием России".

Источник: EADaily, 06.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики