Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ США vs СПГ Ямала: по себестоимости бьем в ЕС, но проигрываем в Азии

СПГ США vs СПГ Ямала: по себестоимости бьем в ЕС, но проигрываем в Азии

СПГ с Ямала проигрывает по себестоимости в Азии сжиженному газу из США, но на проекте это никак не сказывается. Цены в регионе бьют рекорды. После запуска второго проекта, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК рассчитывает обойти конкурентов из-за океана уже по всем статьям.

По оценке российской компании, сейчас себестоимость СПГ с Ямала с доставкой в Европу ниже, чем у американских компаний. Такие данные приводит агентство «Прайм» со ссылкой на материалы НОВАТЭКа. Так, себестоимость газа с «Ямал СПГ» при поставке на рынок Европы составляет $ 6 за миллион BTU ($ 213 за тысячу кубометров), а у СПГ из США — $ 6,4 за миллион BTU. В то же время при поставке в Азию СПГ с Ямала выходит уже дороже американского сжиженного газа. $ 7,7 за миллион BTU против $ 7,5.

Катарский СПГ при этом находится вне конкуренции, а вот австралийский дороже при поставке как в Европу, так и Азию — $ 10,8 и $ 9,4 за миллион BTU.

К 2022−2023 году НОВАТЭК планирует запустить первую из трех линий следующего проекта по сжижению газа, «Арктик СПГ-2» общей мощностью 20 млн тонн в год, и снизить себестоимость сжиженного газа за счет падения стоимости сжижения. За счет отечественного оборудования компания планирует довести себестоимость сжижения с $ 4,1 до $ 2,5 за миллион BTU. Таким образом, себестоимость СПГ при поставке в Европу снизится до $ 4,4 и в Азию — до $ 6,1.

В стратегии НОВАТЭКа говорится о том, что сейчас доставка через Европу в Азию, обходится в $ 2,49 за миллион BTU, а по Северному морскому пути (СМП) — в $ 1,84. При этом навигация по СМП возможна 5 месяцев в году и большинство грузов доставляется через Суэцкий канал. К 2022 году в НОВАТЭКЕ планируют доставлять СПГ в Азию только по Северному морскому пути, построив при этом перегрузочный комплекс на Камчатке. Там для снижения себестоимости доставки СПГ будут перегружать с танкеров ледокольного класса на традиционный и общие затраты на транспортировку в Азию снизятся до $ 1,65 за миллион BTU. Сейчас средние затраты составляют $ 2,22.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что сейчас позиции российского СПГ в Азии хорошие. Особенно у проекта «Сахалин-1». «В связи с ажиотажным спросом в Китае рынок очень благоприятный, но ситуация динамичная, все может быстро измениться, если рост спроса притормозит», — говорит эксперт.

Несмотря на ввод в скором будущем большого количества проектов СПГ по всему миру, аналитики Fitch Ratings прогнозируют дефицит сжиженного газа к 2022−2025 годам из-за роста потребления в Азии. Сейчас же стоимость газа в регионе вышла на новый рекорд и достигла $ 11,5 за миллион BTU ($ 408 за тысячу кубометров) при доставке в октябре.

Сегодня весь ямальский СПГ законтрактован акционерами, «Газпромом» и испанской Naturgy (бывшая Gas Natural Fenosa), однако, как считает Алексей Гривач, конечными потребителями и то с натяжкой можно назвать только испанцев и китайскую CNPC. Остальные перепродают СПГ. Впрочем, высокие цены на СПГ в Азии позволяют это делать сегодня с достаточно большой маржой. Цены на СПГ в Азии сейчас выше себестоимости ямальского СПГ на треть — на $ 3,8 за миллион BTU ($ 135 за каждую тысячу кубометров). Замдиректора ФНЭБ отметил, что большую часть года возить в Азию ямальский СПГ долго и дорого: «И конкурировать по себестоимости с проектами, расположенными в более благоприятных условиях, тяжело». В НОВАТЭКЕ отмечают, что, если по Северному морскому пути СПГ с Ямала доставляют в среднем за 19 дней, то через Европу — за 36.

Как уже сообщало EADaily, в международном консалтинговом агентстве Timera Energy считают проект «Ямал СПГ» одним из самых перспективных в мире. Если ямальский СПГ и не сможет составить конкуренцию катарскому сжиженному газу, то свободно будет конкурировать с американским, считают аналитики. Всего по проекту трех очередей «Ямал СПГ» планируется ежегодно поставлять 16,5 млн тонн СПГ (около 23 млрд кубометров). Большая часть газа законтрактована самими участниками «Ямал СПГ» — НОВАТЭКом (50,1% в проекте), французской Total (20%) и китайской CNPC (20%). Кроме того, по 2,5 млн тонн ежегодно будут выкупать «Газпром» и испанская Gas Natural Fenosa.

«Ямал СПГ» — один из немногих успешных проектов в российской Арктике. Это также и демонстрация успешного международного сотрудничества. Всего несколько проектов устояли в условиях санкций", — заметила изданию Arcticnow исследователь Стокгольмского международного института изучения мира Екатерина Клименко.

Кроме «Ямал СПГ», компания НОВАТЭК планирует также осуществить проект «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове. Его мощность составит 20 млн тонн, а цена — $ 10 млрд. Разница в стоимости с первым проектом СПГ заключается в том, что компания планирует строить гравитационные платформы, на которых и разместят модульный завод по сжижению газа.

«Мы уже приступили к строительству центра по строительству крупнотоннажных морских сооружений (в Мурманске). Там будет 21 док, мы сможем параллельно строить две платформы. Мы уверены, что строительство в таком формате позволит нам снизить капитальные затраты на сжижение. Кроме того, будем производить эти линии СПГ серийно, таким образом, каждая следующая линия будет получаться дешевле», — заявил директор департамента НОВАТЭКа по стратегии развития бизнеса и перспективным проектам Георгий Нозадзе на совещании по локализации производства оборудования СПГ. — Также серийное производство позволит импортозамещать оборудование на наших линиях СПГ. То есть если мы на первую линию поставим какое-то оборудование иностранного производства, то мы можем создавать заказ на то, чтобы конкретно этот блок был произведен каким-то предприятием России".

Источник: EADaily, 06.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики