Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ США vs СПГ Ямала: по себестоимости бьем в ЕС, но проигрываем в Азии

СПГ США vs СПГ Ямала: по себестоимости бьем в ЕС, но проигрываем в Азии

СПГ с Ямала проигрывает по себестоимости в Азии сжиженному газу из США, но на проекте это никак не сказывается. Цены в регионе бьют рекорды. После запуска второго проекта, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК рассчитывает обойти конкурентов из-за океана уже по всем статьям.

По оценке российской компании, сейчас себестоимость СПГ с Ямала с доставкой в Европу ниже, чем у американских компаний. Такие данные приводит агентство «Прайм» со ссылкой на материалы НОВАТЭКа. Так, себестоимость газа с «Ямал СПГ» при поставке на рынок Европы составляет $ 6 за миллион BTU ($ 213 за тысячу кубометров), а у СПГ из США — $ 6,4 за миллион BTU. В то же время при поставке в Азию СПГ с Ямала выходит уже дороже американского сжиженного газа. $ 7,7 за миллион BTU против $ 7,5.

Катарский СПГ при этом находится вне конкуренции, а вот австралийский дороже при поставке как в Европу, так и Азию — $ 10,8 и $ 9,4 за миллион BTU.

К 2022−2023 году НОВАТЭК планирует запустить первую из трех линий следующего проекта по сжижению газа, «Арктик СПГ-2» общей мощностью 20 млн тонн в год, и снизить себестоимость сжиженного газа за счет падения стоимости сжижения. За счет отечественного оборудования компания планирует довести себестоимость сжижения с $ 4,1 до $ 2,5 за миллион BTU. Таким образом, себестоимость СПГ при поставке в Европу снизится до $ 4,4 и в Азию — до $ 6,1.

В стратегии НОВАТЭКа говорится о том, что сейчас доставка через Европу в Азию, обходится в $ 2,49 за миллион BTU, а по Северному морскому пути (СМП) — в $ 1,84. При этом навигация по СМП возможна 5 месяцев в году и большинство грузов доставляется через Суэцкий канал. К 2022 году в НОВАТЭКЕ планируют доставлять СПГ в Азию только по Северному морскому пути, построив при этом перегрузочный комплекс на Камчатке. Там для снижения себестоимости доставки СПГ будут перегружать с танкеров ледокольного класса на традиционный и общие затраты на транспортировку в Азию снизятся до $ 1,65 за миллион BTU. Сейчас средние затраты составляют $ 2,22.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что сейчас позиции российского СПГ в Азии хорошие. Особенно у проекта «Сахалин-1». «В связи с ажиотажным спросом в Китае рынок очень благоприятный, но ситуация динамичная, все может быстро измениться, если рост спроса притормозит», — говорит эксперт.

Несмотря на ввод в скором будущем большого количества проектов СПГ по всему миру, аналитики Fitch Ratings прогнозируют дефицит сжиженного газа к 2022−2025 годам из-за роста потребления в Азии. Сейчас же стоимость газа в регионе вышла на новый рекорд и достигла $ 11,5 за миллион BTU ($ 408 за тысячу кубометров) при доставке в октябре.

Сегодня весь ямальский СПГ законтрактован акционерами, «Газпромом» и испанской Naturgy (бывшая Gas Natural Fenosa), однако, как считает Алексей Гривач, конечными потребителями и то с натяжкой можно назвать только испанцев и китайскую CNPC. Остальные перепродают СПГ. Впрочем, высокие цены на СПГ в Азии позволяют это делать сегодня с достаточно большой маржой. Цены на СПГ в Азии сейчас выше себестоимости ямальского СПГ на треть — на $ 3,8 за миллион BTU ($ 135 за каждую тысячу кубометров). Замдиректора ФНЭБ отметил, что большую часть года возить в Азию ямальский СПГ долго и дорого: «И конкурировать по себестоимости с проектами, расположенными в более благоприятных условиях, тяжело». В НОВАТЭКЕ отмечают, что, если по Северному морскому пути СПГ с Ямала доставляют в среднем за 19 дней, то через Европу — за 36.

Как уже сообщало EADaily, в международном консалтинговом агентстве Timera Energy считают проект «Ямал СПГ» одним из самых перспективных в мире. Если ямальский СПГ и не сможет составить конкуренцию катарскому сжиженному газу, то свободно будет конкурировать с американским, считают аналитики. Всего по проекту трех очередей «Ямал СПГ» планируется ежегодно поставлять 16,5 млн тонн СПГ (около 23 млрд кубометров). Большая часть газа законтрактована самими участниками «Ямал СПГ» — НОВАТЭКом (50,1% в проекте), французской Total (20%) и китайской CNPC (20%). Кроме того, по 2,5 млн тонн ежегодно будут выкупать «Газпром» и испанская Gas Natural Fenosa.

«Ямал СПГ» — один из немногих успешных проектов в российской Арктике. Это также и демонстрация успешного международного сотрудничества. Всего несколько проектов устояли в условиях санкций", — заметила изданию Arcticnow исследователь Стокгольмского международного института изучения мира Екатерина Клименко.

Кроме «Ямал СПГ», компания НОВАТЭК планирует также осуществить проект «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове. Его мощность составит 20 млн тонн, а цена — $ 10 млрд. Разница в стоимости с первым проектом СПГ заключается в том, что компания планирует строить гравитационные платформы, на которых и разместят модульный завод по сжижению газа.

«Мы уже приступили к строительству центра по строительству крупнотоннажных морских сооружений (в Мурманске). Там будет 21 док, мы сможем параллельно строить две платформы. Мы уверены, что строительство в таком формате позволит нам снизить капитальные затраты на сжижение. Кроме того, будем производить эти линии СПГ серийно, таким образом, каждая следующая линия будет получаться дешевле», — заявил директор департамента НОВАТЭКа по стратегии развития бизнеса и перспективным проектам Георгий Нозадзе на совещании по локализации производства оборудования СПГ. — Также серийное производство позволит импортозамещать оборудование на наших линиях СПГ. То есть если мы на первую линию поставим какое-то оборудование иностранного производства, то мы можем создавать заказ на то, чтобы конкретно этот блок был произведен каким-то предприятием России".

Источник: EADaily, 06.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики