Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Призывы депутатов изменить законодательство ЕС, чтобы запретить «СП-2», непродуктивны

Призывы депутатов изменить законодательство ЕС, чтобы запретить «СП-2», непродуктивны

Все парламентские партии Швеции выступили против проекта газопровода «Северный поток-2». Приводится несколько причин для блокировки «СП-2». Прежде всего, необходимость увеличить долю возобновляемой энергетики в энергокорзине, а не наращивать зависимость от газа. Кроме того, не приветствуется излишняя российская активность у берегов Швеции.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:

Причин заявлений шведских депутатов несколько. Во-первых, на Швецию сильно давят США, как и на другие европейские страны, требуя, чтобы те отказались от строительства «Северного потока-2». Ранее такое давление также оказывалось. Данию в рамках европейского турне Байдена (в 2017 г.) заставили принять закон о том, что заявку о прокладке газопроводов страна должна рассматривать не только с точки зрения потенциального ущерба окружающей среде, но и с точки зрения национальной безопасности. Шведы тогда "отбились" тем, что один из институтов страны опубликовал доклад о том, что Россия хочет захватить их остров Готланд, а первая группа спецназа высадится под видом ремонтников «Северного потока-1». Внеся свой вклад в политизацию газопроводных проектов, Швеция сделала услугу США и от нее отстали. Сейчас мы видимо новую волну напора США на европейских партнеров. Это и порождает заявления депутатов о вредности и опасности российского газопровода.

Во-вторых, шведские депутаты понимают, что от их заявлений ничего не зависит, а набрать политические очки все-таки можно, поэтому вполне могут ругать Россию и «Северный поток-2», получая дополнительных избирателей. 

Но никакие заявления шведских депутатов проект не остановят, так как проект реализуется в рамках правового поля. По закону Газпром подал заявку на прокладку газопровода в шведской акватории и уполномоченный орган оценил, будет ли трубопровод влиять на окружающую среду. Так как негативного влияния не будет, то орган обязан был выдать разрешение, что он и сделал. То есть разрешение выдается не на основе политических предпосылок и «хотелок» депутатов, а по четко прописанному регламенту. Призывы депутатов изменить законодательство ЕС, чтобы запретить «Северный поток-2» также непродуктивны.

Проект уже строится, а новые законы нельзя будет применять к старым проектам. С другой стороны изменения в Третий энергопакет не помогут, так как это комплекс антимонопольных законов, он не регламентирует правила строительства, а устанавливает правила использования инфраструктуры. Ну и другие аргументы также уже давно устарели. Первый – что «Северный поток-2» увеличит зависимость ЕС от России. Ошибка в том, что по «Северному потоку-2» пойдет тот газ, который и так сегодня идет в Европу, но через Украину. Так что закупки не увеличатся просто от того, что построят новый газопровод. Второй аргумент – газ из России угрожает экологии. Тут шведским депутатам лучше обратить внимание на собственное потребление угля, который в разы более вреден для окружающей среды. И тогда им стоит указать на угольные проблемы Польше - одному из лидеров по потреблению угля в Европе. А газ - наиболее чистый из ископаемых видов энергоносителей.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 06.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики