Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Призывы депутатов изменить законодательство ЕС, чтобы запретить «СП-2», непродуктивны

Призывы депутатов изменить законодательство ЕС, чтобы запретить «СП-2», непродуктивны

Все парламентские партии Швеции выступили против проекта газопровода «Северный поток-2». Приводится несколько причин для блокировки «СП-2». Прежде всего, необходимость увеличить долю возобновляемой энергетики в энергокорзине, а не наращивать зависимость от газа. Кроме того, не приветствуется излишняя российская активность у берегов Швеции.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:

Причин заявлений шведских депутатов несколько. Во-первых, на Швецию сильно давят США, как и на другие европейские страны, требуя, чтобы те отказались от строительства «Северного потока-2». Ранее такое давление также оказывалось. Данию в рамках европейского турне Байдена (в 2017 г.) заставили принять закон о том, что заявку о прокладке газопроводов страна должна рассматривать не только с точки зрения потенциального ущерба окружающей среде, но и с точки зрения национальной безопасности. Шведы тогда "отбились" тем, что один из институтов страны опубликовал доклад о том, что Россия хочет захватить их остров Готланд, а первая группа спецназа высадится под видом ремонтников «Северного потока-1». Внеся свой вклад в политизацию газопроводных проектов, Швеция сделала услугу США и от нее отстали. Сейчас мы видимо новую волну напора США на европейских партнеров. Это и порождает заявления депутатов о вредности и опасности российского газопровода.

Во-вторых, шведские депутаты понимают, что от их заявлений ничего не зависит, а набрать политические очки все-таки можно, поэтому вполне могут ругать Россию и «Северный поток-2», получая дополнительных избирателей. 

Но никакие заявления шведских депутатов проект не остановят, так как проект реализуется в рамках правового поля. По закону Газпром подал заявку на прокладку газопровода в шведской акватории и уполномоченный орган оценил, будет ли трубопровод влиять на окружающую среду. Так как негативного влияния не будет, то орган обязан был выдать разрешение, что он и сделал. То есть разрешение выдается не на основе политических предпосылок и «хотелок» депутатов, а по четко прописанному регламенту. Призывы депутатов изменить законодательство ЕС, чтобы запретить «Северный поток-2» также непродуктивны.

Проект уже строится, а новые законы нельзя будет применять к старым проектам. С другой стороны изменения в Третий энергопакет не помогут, так как это комплекс антимонопольных законов, он не регламентирует правила строительства, а устанавливает правила использования инфраструктуры. Ну и другие аргументы также уже давно устарели. Первый – что «Северный поток-2» увеличит зависимость ЕС от России. Ошибка в том, что по «Северному потоку-2» пойдет тот газ, который и так сегодня идет в Европу, но через Украину. Так что закупки не увеличатся просто от того, что построят новый газопровод. Второй аргумент – газ из России угрожает экологии. Тут шведским депутатам лучше обратить внимание на собственное потребление угля, который в разы более вреден для окружающей среды. И тогда им стоит указать на угольные проблемы Польше - одному из лидеров по потреблению угля в Европе. А газ - наиболее чистый из ископаемых видов энергоносителей.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 06.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики