Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ-ледоколы соединят энергетику и машиностроение России

СПГ-ледоколы соединят энергетику и машиностроение России

Создание своего ледокольного флота является правильным решением для компании НОВАТЭК – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Это логичное решение для НОВАТЭКа

Дело в том, что председатель правления компании НОВАТЭК Леонид Михельсон и генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев подписали соглашение о создании совместного предприятия для строительства ледоколов, силовая установка которых будет работать на СПГ.

По сути своей, это станет новинкой, поскольку наши ледоколы являются либо атомными, либо дизель-электрическими.

Примечательно, что данное соглашение было подписано на полях Восточного экономического форума, который под руководством президента РФ Владимира Путина в настоящее время проходит во Владивостоке. Это неудивительно, поскольку эти корабли, в конечном счете, будут строиться для Северного морского пути, который наша страна давно предлагает Китаю и другим государствам Юго-Восточной Азии.

Более того, этот путь позиционируется, как «российский Суэцкий канал», хотя если брать торговую динамику последних лет, это пока является чистой гипотетикой, поскольку по данному маршруту проходит всего лишь несколько десятков коммерческих кораблей.

«На самом деле, это логичное технологичное решение, поскольку корабли вполне могут использовать СПГ в качестве топлива, причем это обычно называется испарным газом. И правильно что данный принцип хотят применить и в ледоколах», - констатирует Митрахович

СПГ в России является сильной стороной НОВАТЭКа

Дело в том, что компания НОВАТЭК в прошлом году открыла проект «Ямал СПГ», который в ближайшем будущем дополнят такие проекты, как «Арктик СПГ», «Арктик СПГ-2» и «Арктик СПГ-3», расположенные на полуострове Ямал на севере Западной Сибири.

Эти проекты являются пилотными наряду с «Сахалин-2» в плане производства СПГ, что чрезвычайно важно, поскольку это позволяет газу из России выходить напрямую на мировой рынок. Ведь классические проекты «Газпрома» основаны на трубопроводном экспорте и, соответственно, ограничены теми государствами, которые имеют доступ к данной газотранспортной системе.

Это, безусловно, имеет большое количество преимуществ, но и недостатков, поскольку в дело здесь часто вступает политика, что мы и видим на примере экспорта российского газа в страны Евросоюза, где, как известно, действует большое количество кривотолков.

Впрочем, здесь можно увидеть и «разделение труда», поскольку производством СПГ в нашей стране занимается именно компания НОВАТЭК. И это стало результатом того обстоятельства, что все газопроводы в России контролирует компания «Газпром». 

Данный проект находится в русле импортозамещения

«Также это увеличит участие компании НОВАТЭК в импортозамещении. Ведь, несмотря на официальные заявления, большинство крупных российских компаний не очень стремятся участвовать в данном процессе и заказывают себе суда не в России, а в Южной Корее. Это серьезная проблема для нашей экономики, которая сдвинется с места в рамках данного контракта», - резюмирует Митрахович.

Например, в основе этого соглашения лежит идея о производстве ледоколов на мощностях дальневосточной верфи «Звезда», которая была создана и развивается на средства таких ведущих российских компаний, как «Роснефть», «Роснефтебанк» и «Газпромбанк».

«Соответственно, вкладывая средства в этот проект, компания НОВАТЭК не только рекламирует свое производство СПГ, но и развивает импортозамещение, причем в такой стратегически важной отрасли, как кораблестроение», - заключает Митрахович.

Как замечает эксперт, для российской экономики это чрезвычайно хорошо, поскольку нам как раз и нужно, чтобы энергетические проекты тянули за собой развитие отечественного машиностроения, но многое здесь зависит от сроков строительства таких ледоколов. Ведь если этот проект будет реализован с дефектами и задержками, то здесь может и не быть какого-либо продолжения. 

Перспективы промышленного использования СПГ пока непонятны

В данном вопросе нужно понимать, что российские компании закупают иностранную технику не из-за того, что они не уважают продукцию отечественного машиностроения, а поскольку это позволяет сэкономить на времени и очень часто на сервисе.

С кораблями точно также – те же южнокорейские верфи работают, как часы, поэтому у отечественных клиентов нет сомнений, что подрядчики выполнят контракт в срок. В случае верфи «Звезда» подобной уверенности нет, поэтому данный контракт будет проверочным для этой российской судостроительной компании и прояснит общие перспективы таких проектов на отечественном рынке.

«Если этот контракт удастся выполнить, то это будет отличным вкладом в технологическое перевооружение России. К тому же, здесь речь идет об СПГ, который является крайне перспективным видом топлива для нашей страны», - констатирует Митрахович.

У нас чрезвычайно серьезные запасы газа, поэтому неудивительно, что данное топливо давно хотят использовать в машиностроении, но все подобные проекты так и не были реализованы в значительном масштабе. Можно здесь вспомнить и технологичный газотурбированный двигатель для танка Т-80, который по своей стоимости был равен где-то трети затрат на аналогичный танк Т-72. 

«Для массового использования СПГ в экономике за пределами энергетики нужно развитие соответствующего машиностроения, и здесь данное соглашение по ледоколам может стать пилотным проектом», - резюмирует Митрахович.

Соответственно, необходимо сделать вывод, что данный проект чрезвычайно важен для нашего народного хозяйства.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 12.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики