Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Риски «Газпрома» на европейском рынке

Риски «Газпрома» на европейском рынке

Как стало известно из последних материалов еженедельника European Gas Markets, на данный момент цены «Газпрома» в долгосрочных контрактах по-прежнему вдвое выше биржевых котировок в Евросоюзе. По данным издания, например, 24 августа цены на газ на торговой площадке Zeebrugge (Бельгия) при реализации газа 25 августа составили $123 за тысячу кубометров, в то время как «Газпром экспорт» в тот же период продавал газ на газоизмерительной станции Waidhaus (граница Германии и Польши) вдвое дороже — за $264.

Подобная ситуация означает, что «Газпром» продолжает рисковать, не форсируя адаптацию своей маркетинговой стратегии в Европе к особенностям текущего момента. Высокие цены ведут к уменьшению продаж, замещению доли России иными конкурентами. С одной стороны, это понятно — монополия рассчитывает на эффект принципа «бери или плати», заложенного в долгосрочных контрактах. Действительно, хоть take-or-pay и не помог «Газпрому» в первом полугодии, но по итогам всего года европейские потребители из числа клиентов российского концерна все равно будут вынуждены оплатить хотя бы 80% от законтрактованных объемов газа.

С другой стороны, упорное нежелание скорректировать цены, становящееся традицией, может закрыть для «Газпрома» шансы начать эффективно работать на спотовых ранках и в целом по краткосрочным контрактам. Хотя бы когда-нибудь это нужно начинать делать, иначе попытки постоянно держаться только за консервативные методы поведения на европейском рынке газа могут привести в тупик и будут каждый год увеличивать недополученную прибыль. Да и росту взаимопонимания и доверия между «Газпромом» и Европой жесткая позиция вряд ли способствует. Ведь ни для кого не секрет, что, не рассматривая «Газпром» как по-настоящему приоритетного партнера (фундаментально не доверяя ему) европейцы стремятся при любой возможности уменьшить потребление его газа. Напомним, в первом и частично втором квартале 2009 года снижение потребления «голубого топлива» в ЕС фактически проходило именно за счет доли «Газпрома», что позволило самим европейским компаниям не сильно снижать добычу и по-прежнему продавать газ клиентам почти в «докризисном масштабе». Логично предположить, что если в обозримом будущем не произойдет коррекции маркетинговой стратегии «Газпрома» в Европе, описанная выше ситуация вполне может повториться, и не один раз.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики