Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» планирует рекордные инвестиции

«Газпром» планирует рекордные инвестиции

Инвестпрограмма концерна увеличивается до 1,5 трлн рублей

«Газпром» в этом году увеличит инвестпрограмму до рекордных 1,5 трлн руб. Минфин считает, что и дивиденды акционерам должны резко вырасти

В среду правление «Газпрома» одобрило увеличение инвестпрограммы на 17% до 1,496 трлн руб., следует из сообщения компании. Первоначально предполагалось в 2018 г. потратить 1,279 трлн руб. В этом году затраты на инвестпроекты рекордные за всю историю «Газпрома».

Больше всего «Газпром» рассчитывал инвестировать в проект «Сила Сибири» – 218 млрд руб., на развитие Чаяндинского месторождения (с него газ по «Силе Сибири» будет поставляться в Китай) – 116 млрд руб., а в «Северный поток – 2» для поставок газа в Европу – 115 млрд руб. Сколько компания теперь вложит в эти проекты, не известно: «Газпром» подробности не раскрывает, а представитель компании это комментировать не стал.

На проекты капитального строительства выделено теперь 984,3 млрд руб. (рост на 23%), на приобретение внеоборотных активов – 84,8 млрд руб. (в 2 раза). При этом долгосрочные финансовые вложения планируется снизить на 12,2 млрд руб. – до 427,3 млрд руб., отмечается в сообщении. Размер внешних финансовых заимствований увеличится на 24% до 518 млрд руб.

«Принятый финансовый план обеспечит покрытие обязательств «Газпрома» без дефицита», – говорится в сообщении. Новую инвестпрограмму еще должен одобрить совет директоров.

«Газпром» почти 10 лет каждую осень корректирует изначальные прогнозы по инвестициям, следует из сообщений компании. В этом году произошла не самая большая корректировка: в сентябре 2017 г. «Газпром» увеличил инвестпрограмму на 23,9% до 1,13 трлн руб., а в 2011 г. – в 1,5 раза до 1,3 трлн руб.

Пересмотр инвестпрограммы связан в том числе с увеличением инвестиций в развитие газотранспортной системы в Северо-Западном регионе России и строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке СПГ в районе компрессорной станции «Портовая».

«Хотя компания и называет эти проекты «приоритетными», никакой очевидной срочности в экстренном финансировании строительства мини СПГ-завода на Северо-Западе нет», – считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Важность инвестиций в развитие газотранспортной системы в Северо-Западном регионе России тоже не очевидна, говорит он. «Под этим, скорее всего, имеется в виду инфраструктура, которая может понадобиться для Балтийского СПГ и газохимического комплекса в Усть-Луге. Самих этих объектов пока в официальной инвестиционной программе «Газпрома» не существует», – отмечает эксперт.

«В условиях благоприятной внешней конъюнктуры, резко возросшего потока наличности появилась возможность ускорить финансирование ключевых проектов», – говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Это позволяет снизить риски недофинансирования в следующем году, уверен он. Дополнительным фактором увеличения «Газпромом» инвестпрограммы стали риски, связанные с политикой правительства, которое рассчитывает изъять дополнительные доходы экспортеров и «Газпрома», в частности через изменение ставок налогов, говорит он.

Ослабление рубля с начала года на 18% до 68,27 за доллар не сильно сказалось на инвестпрограмме, уверены Гривач и Маринченко. Затраты «Газпрома» более чем на 70% рублевые, отмечает последний. Средний курс за восемь месяцев ниже заложенного в бюджет компании на 2018 г., объясняет Гривач.

Минфин по-прежнему рассчитывает, что госкомпания будет платить 50% от чистой прибыли по МСФО, и заложил в бюджет на 2019 г., что на свою 38,37%-ную долю в компании получит от «Газпрома» 214,99 млрд руб., сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источники. Минфин отказался от комментариев.

Менеджмент «Газпрома» допускал, что дивиденды за этот год могут быть увеличены, но предупреждал, что особо надеяться на это не стоит, так как в приоритете выполнение инвестпрограммы и снижение долга. «До завершения текущих мегапроектов платить дивиденды проблематично», – согласен Гривач.

Увеличение инвестпрограммы сильно скажется на свободном денежном потоке – он может существенно снизиться, считает аналитик «Атона» Александр Корнилов. По его словам, это может привести к необходимости дополнительных займов. Но дорогая нефть и слабый рубль помогут сгладить эффект, говорит он. 

Авторы: Виталий Петлевой, Галина Старинская

Источник: Ведомости, 05.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики