Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Индексация тарифов ЖКХ сильно отстает от инфляции

Индексация тарифов ЖКХ сильно отстает от инфляции

Поэтапная индексация тарифов ЖКХ на 2019 год не является неожиданной, и в среднем рост цен на услуги ЖКХ ниже роста инфляции, говорит руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Поэтапная индексация тарифов ЖКХ в следующем году утверждена правительством. Об этом сообщил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. 

"Правительство утвердило подход: 1,7% индексация с начала года и 2,4% с середины года", — сказал министр.

Такой подход заложен в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2019 год, который был одобрен на заседании правительства в минувший четверг, уточнил Орешкин.

Ранее МЭР в связи с повышением НДС озвучило предложение провести индексацию тарифов ЖКХ в два этапа в 2019 году. Первый этап должен быть проведен с 1 января 2019 года, повышение будет частичным — на 1,7%, с учетом повышения НДС с 18% до 20%. Второй этап должен быть проведен с 1 июля 2019 года. Здесь министерство предлагает провести индексацию на уровне 2,4%.

Ничего неожиданного

Эта мера была ожидаема, так как НДС заложен в стоимости слуг ЖКХ, говорит Александр Перов. Соответственно, их стоимость должна вырасти так же, как и НДС.

"Кроме того, существует предусмотренное повышение коммунальных услуг с учетом инфляции. И обратим внимание, что средний рост цен на услуги ЖКХ ниже инфляционного роста. Так что в нынешней мере я не вижу ничего неожиданного. Если это не сделать, наши энергетические компании оказались бы в невыгодном положении. Для них стоимость топлива из-за повышения НДС выросла бы, а компенсировали бы им только то, что идет под инфляцию, и энергоресурсы им пришлось поставлять по старым ценам", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня". 

По подсчетам Ассоциации "ЖКХ и городская среда", при повышении НДС только за первое полугодие - если не индексировать - коммунальщики могут потерять до 45 млрд рублей, а общий долг в отрасли в следующем году может вырасти до 1,5 трлн рублей. 

Такой же субъект экономики, как и прочие

ЖКХ, напомнил Перов, не существует в некоей параллельной реальности, оно находится в той же экономической плоскости, что и все остальные субъекты экономики, начиная от населения до коммерческих структур, которые будут поставлять топливо энергокомпаниям с учетом выросшего НДС. 

"В итоге рост на 2% - это как раз компенсация повышения НДС, вторая половина, 2%, - плановый рост тарифов под инфляцию. При этом, что касается поставщиков коммунальных ресурсов, у них выигрыш будет не 4%, а меньше - 2% съест НДС", - сказал Александр Перов

Плавное повышение лучше, чем резкое

Общее значение роста тарифов - 4% - не кажется проблемным сопредседателю некоммерческого партнерства "Управдом", эксперту в области ЖКХ Евгении Юнисовой.

""Если это повышение не будет больше 4%, особых проблем я не вижу. С качеством же услуг оно никак не связано, а просто фиксирует инфляционные процессы", - сказала Юнисова.

В начале сентября Максим Орешкин говорил о том, что главной задачей является сдерживание индексации как раз в пределах 4%.

"Тут главная задача, чтоб общая индексация не вышла за 4%. Мы считаем неправильным перекладывать повышение НДС на конечных потребителей. Можно, конечно, говорить действительно об изменении сроков этой частичной индексации, но общий объем индексации 4% не превысит", — отмечал министр.

Сам принцип, двухэтапное повышение, верен, плавное повышение лучше, чем резкое, убежден считает эксперт Фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев. 

"Но мне кажется, что этот рост, обусловленный повышением НДС, можно было компенсировать. В какой-то мере это, конечно, будет нивелировано возрастанием числа получателей адресных субсидий - там повысится плата, люди превысят порог, и больше будут обращаться за субсидиями. Но все равно, тем, кто не сможет рассчитывать на субсидирование, было бы правильно помочь", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня". 

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 26.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики