Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Может аукнуться социальным напряжением: Эксперт оценил требования МВФ, выдвинутые Киеву

Может аукнуться социальным напряжением: Эксперт оценил требования МВФ, выдвинутые Киеву

Среди условий Международного валютного фонда для получения нового кредита - дальнейшее повышение цен на газ на 23%.

Международный валютный фонд выдвинул Киеву четыре условия для получения нового кредита. Об этом сообщили украинские СМИ со ссылкой на свои источники. Среди них - повышение цен на газ на 23%, принятие сбалансированного бюджета и реорганизация Государственной фискальной службы, а также проведение антикоррупционной реформы. Кроме того, отмечается, что Украина на данный момент вынуждена договариваться с МВФ о stand-by кредите на 5–6 млрд. долларов сроком на 12–15 месяцев, потому что не способна выполнять требования текущей программы фонда.

Напомним, четырехлетняя программа финансовой помощи МВФ предусматривает выделение Украине 17,5 миллиарда долларов. Первый транш в пять миллиардов долларов был перечислен в марте 2015 года, в августе — второй. В сентябре 2016 года фонд перевел третий транш на сумму миллиард долларов, аналогичный транш Киев получил в 2017-м. Власти Украины рассчитывали получить пятый транш до конца прошлого года, однако этого так и не произошло.

При этом в рамках сотрудничества с МВФ на Украине происходило неоднократное повышение цены на газ для населения, росли тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Таким образом стоимость одной тысячи кубометров «голубого топлива» для населения с 725 гривен в 2013 году выросла до 6,879 тысячи гривен (с 28 до 266 долларов) в 2016 году, пишет РИА Новости.

В этой связи, комментирует ситуацию НЕВСКИМ НОВОСТЯМ ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, Киеву надо не повышать тарифы, а договариваться с МВФ «о создании в стране либерального рынка, который будет привязан к стоимости газа на свободной бирже».

«Им надо идти по пути либерализации, так как сейчас складывается довольно абсурдная ситуация: «Нафтогаз» и руководство Украины постоянно повышают тарифы на тепло, электричество и газ, который сейчас на внутреннем рынке Украины стоит как минимум для промышленности дороже, чем они закупают его из-за рубежа. А у страны еще есть 20 млрд. кубов газа собственной добычи в год; то есть если в сумме они потребляют около 40 млрд., половину – добывают сами, а импортный газ они считают дорогим. Недавно они потребовали от «Газпрома» выплатить им разницу между ценами, по которым могли бы закупать у «Газпрома», но почему-то не закупают, и европейскими.

 

Каждый месяц они публикуют среднюю стоимость импортного газа: в августе было 7, 910 гривен за тысячу кубов или 286 долларов соответственно, а «Нафтогаз» хочет с 1 октября продавать газ на внутреннем рынке (есть разные категории потребителей) по самой низкой цене в 13 тысяч 400 гривен. Довольна странная ситуация: почему МВФ постоянно требует от них повышать цены на газ, когда они и без того выше, чем у европейских стран?». 

По словам эксперта, скорее всего, речь в первую очередь идет о том, чтобы «убрать субсидирование населения».

«Это еще более жесткий вариант – если промышленность еще как-то может жить с такими тарифами, хотя непонятно, почему они должны платить больше, чем европейцы, – то населению будет совсем плохо, потому что уровень жизни на Украине ниже, чем в Европе. А сейчас население платит чуть меньше, чем импортные цены – около 6 тысяч гривен за тысячу кубов. Поэтому неясно, как будет распределяться то самое повышение, которое требует провести МВФ. У кого должны возрасти тарифы – у промышленности, населения или есть третьи лица? Эти моменты украинскому руководству стоило бы растолковывать, так как сейчас получается, что они живут хуже, чем в Европе, а платят гораздо больше. Как бы в итоге это не аукнулось социальным напряжением...».

 

Вместе с тем рейтинги Порошенко на сегодняшний день уже «и так не самые высокие». Но главное – под сомнением оказались идеи о светлом европейском будущем, добавляет Игорь Юшков.

«Происходит все наоборот – в Европе они закупают более дорогой, но российский по происхождению газ, и живут хуже. Если смотреть с точки зрения экономики, то раньше ситуация была лучше: газ они приобретали с огромными скидками, но кричали, что все плохо. А когда им сказали: идите на рынок и купите в Европе этот газ, то они пошли и покупают его теперь на 20-30-40 долларов дороже за каждую тысячу кубов в зависимости от сезона, и опять говорят, что Россия виновата.

 

Между тем Стокгольмский арбитраж обязал «Нафтогаз» Украины покупать как минимум 4 млрд. кубов газа в год у «Газпрома» по прямому контракту, и в 2018 году ни одного миллиарда кубов они не приобрели. Поэтому я думаю, что с 2019 года будет еще новый виток, когда «Газпром» потребует выплат по условиям «бери или плати», а те будут опять отбиваться. Так что пока мы не видим никакого рационального зерна в политике Украины в сфере газовой промышленности», — констатировал эксперт. 

Источник: Невские новости, 27.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики