Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Технологические преимущества российской АЭС "Пакш-2" в Венгрии обесценивают политическое давление ЕС

Технологические преимущества российской АЭС "Пакш-2" в Венгрии обесценивают политическое давление ЕС

Будапешт не станет отказываться от совместного с Россией строительства АЭС «Пакш-2». Как отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, позиция Будапешта объясняется технологическими преимуществами и стоимостью предложения России. 

Давление ЕС на проект АЭС «Пакш-2»

Во время выступления на Российской энергетической неделе министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто заявил, что Будапешт ни за что не откажется от совместного с Россией строительства АЭС «Пакш-2». Давление ЕС на этот проект он назвал двойными стандартами и лицемерием Брюсселя, напомнив, что атомная энергетика для Венгрии является способом обеспечить свою энергетическую безопасность.

Как напомнил Сиярто, сегодня почти половина всей электроэнергии в Венгрии вырабатывается на единственной в стране АЭС «Пакш». После ввода в эксплуатацию новых блоков «Пакша», который запланировано на 2030 год, доля вырабатываемой АЭС энергии и вовсе достигнет 90%. В Будапеште отказываются идти на сделки с Брюсселем, которые вынудят их снизить объемы генерации атомной энергии

«У европейской бюрократии нет возможности вынудить те или иные страны отказаться от развития атомной энергетики, потому что это не входит в компетенции ЕС. По итогам европейской интеграции данные вопросы остались на уровне компетенции национальных государств. Но в рамках Евросоюза работают регуляторы чисто технологического характера, оценивающие техническую безопасность АЭС и их влияние на экологию.

К тому же кроме Венгрии атомная энергетика присутствует и в других европейсикх странах. Россия строит станцию в Финляндии, у Франции большое количество собственных проектов, в Бельгии и Германии АЭС также продолжают работать. Политическое же давление на премьер-министра Венгрии Виктора Орбана вряд ли окажется эффективным. Он традиционно находится во враждебном окружении, его не любят в Брюсселе, но это не мешает ему получать высокий уровень поддержки на внутренней арене, что позволяет не прислушиваться к ЕС при выработке энергетической политики», - отмечает собеседник ФБА «Экономика сегодня». 

Лучшее предложение России 

Напомни, что Россия и Венгрия подписали документы о строительстве новых энергоблоков на единственной в Венгрии АЭС «Пакш» еще в 2014 году. Реакторные установки предполагается строить по передовому российскому проекту ВВЭР-1200, в котором учтены постфукусимские стандарты надежности и безопасности. Стоимость проекта составляет около 12 млрд евро, 10 млрд из которых будут предоставлены на приемлемых условиях по государственному кредиту РФ.

«Стоит отметить, что наше энергетическое сотрудничество с Венгрией не ограничивается атомной энергетикой. Скорее всего, через территорию этой страны пройдет маршрут второй нитки «Турецкого потока». В принципе мы готовы поставлять Венгрии и газ, но атомная энергетика имеет свои преимущества – минимальные вредные выбросы и низкая стоимость вырабатываемой энергии. Здесь уже решает Будапешт.

Сегодня в мире существует ограниченное количество игроков, которым по силам реализовать такой проект как «Пакш-2»: Франция, США и Россия. Пытаются на рынок атомной энергетики выходить Южная Корея и Китай, но этот процесс постепенный. По соотношению цена-качество именно мы предоставляем лучший вариант, причем Восточная Европа традиционно является территорией АЭС советского промышленного дизайна. Там до сих пор остались технологические инженерные связи, да и по стоимости предоставляемых услуг с нами никто конкурировать не может», - резюмирует Станислав Митрахович.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 03.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики