Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мало смысла, много политики: почему прибалтийский выход из БРЭЛЛ ударит по ценам

Мало смысла, много политики: почему прибалтийский выход из БРЭЛЛ ударит по ценам

Регулирующие органы Прибалтики подписали соглашение о распределении расходов на синхронизацию электросетей с Европой в рамках выхода из БРЭЛЛ. Инвестиционные затраты будут покрываться соответствующим оператором в каждой стране Балтии. Baltnews поговорил с экспертом об экономических последствиях, которые последуют за выходом из энергокольца.

Прибалтийские страны договорились о распределении расходов на синхронизацию электросетей с континентальной Европой в рамках выхода из энергокольца БРЭЛЛ.

Согласно соглашению, инвестиционные затраты стран Балтии будут покрываться операторами передающей системы стран Прибалтики – литовским Litgrid, латвийским AST и эстонским Elering. Эта договоренность является одним из требований к операторам энергосистем для обращения в Европейский союз по вопросу финансирования проекта. Максимальный размер финансирования проектов общего интереса со стороны Евросоюза может составить сумму в пределах 75 % от общей. Как сообщает Litgrid, стоимость проекта синхронизации в общей сложности составит около 1 млрд евро. Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас ранее также называл эту цифру, отметив, что большую часть финансирования проекта возьмет на себя ЕС. 

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что в рамках выхода из БРЭЛЛ любая сумма является для стран Прибалтики весомой. Он также отметил, что новые условия на энергетическом рынке будут создавать напряжение для экономики стран, поскольку на европейском рынке тарифы выше. Эксперт полагает, что при импорте электроэнергии энергокомпании Прибалтики платили бы меньше, что делает проект экономически невыгодным.

"Это касается Литвы и Латвии. Нужно готовиться к тому, что электричество подорожает, что сделает менее конкурентоспособными те товары, которые производятся в этих странах", – заявил Юшков. Цены будут постоянно меняться, что создаст дополнительные риски для прибалтийских республик.

"Выход из БРЭЛЛ – это чисто политическое решение, и экономически оно никак не обосновано", – подытожил эксперт. 

"Шестого сентября регуляторы Литвы, Латвии и Эстонии подписали совместную договоренность о разделении расходов в рамках общего проекта об интеграции энергосистем стран Балтии в европейские сети и синхронизации с ними. Общая инвестиционная стоимость проекта достигает 432,55 миллиона евро (литовская инвестиционная часть составляет 167,045 миллиона евро)", – сообщила пресс-служба государственной комиссии по ценам и энергоконтролю Литвы.

Данные инвестиции охватят только один из трех этапов реализации проекта по синхронизации. По поводу остальных двух этапов инвестирования в проект будут приниматься отдельные решения.

Напомним, что страны Балтии заявили о желании выйти из БРЭЛЛ для обеспечения энергонезависимости от России. Литва, Латвия, Польша и Еврокомиссия 28 июня подписали политическое соглашение о синхронизации с сетями континентальной Европы до 2025 года.

Однако республики планируют договориться с Россией о восстановлении работы энергокольца в случае чрезвычайных ситуаций. 

Когда Литва отключится от российских энергосетей, у нее останутся только поставки энергии по одной ЛЭП из Польши и энергосмычка NordBalt, которая работает с перебоями. Реконструкция системы электропередачи в северо-восточной части республики продлится четыре года, и ее общая стоимость составит 28,9 млн евро. Эксперты заявляют, что электроэнергия в Литве неизбежно подорожает после выхода из БРЭЛЛ.

При этом электроэнергия в республике дорожает "с завидной быстротой". Еженедельно ее стоимость поднимается на сумму от 0,7 до 2 %. При этом производство электроэнергии в Литве сократилось на 1,8 %. 

Источник: Baltnews.lt, 11.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики