Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяные переговоры Беларуси и России: конфликт или компромисс?

Нефтяные переговоры Беларуси и России: конфликт или компромисс?

Налоговый маневр в российской нефтяной отрасли, который планируется завершить к 2024 г., породил споры о том, как в новых условиях будут взаимодействовать Москва и Минск. Президенты России и Беларуси Александр Лукашенко и Владимир Путин обсуждали данную тему в рамках встречи в сентябре в Сочи. Однако пока окончательных решений не принято: тяжелые переговоры на высшем уровне продолжаются. 

Нефтегазовые споры

Порой шумный и открытый спор лучше скрытого. В прошлом году Россия и Беларусь прошли через напряженную нефтегазовую дискуссию. Минск обвинил Россию в том, что она не выполняет межправительственное соглашение, по которому должна изменить ценообразование на газ. Москва в ответ обвинила партнера в несоблюдении межправсоглашения по поставкам в Россию нефтепродуктов и т.д. Однако в итоге Владимир Путин и Александр Лукашенко смогли урегулировать противоречия.

В настоящее время между нашими странами идут не менее серьезные переговоры по нефтегазовому вопросу. Но из-за нежелания сторон выносить противоречия в публичное пространство известно о деталях переговоров крайне мало. 

Александр Лукашенко во время совещания с членами правительства по итогам российско-белорусских переговоров отметил: «Переговоры длились 6 часов, даже больше. И если откровенно, то это были даже не сложные, а тяжелые переговоры. Но результативные».

Причиной сложившейся ситуации является неурегулированность нефтегазового вопроса. Напомним, что в мае этого года, на Петербургском международном экономическом форуме Владимир Путин фактически объявил о решении закончить налоговый маневр в российской нефтяной отрасли. Это означает, что в 2024 г. экспортные пошлины будут обнулены, и вся фискальная нагрузка перейдет «на скважину» в виде налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В результате стоимость нефти для российских НПЗ сравняется с ценой в других странах. Аналогичным образом вырастет цена и для белорусских нефтеперерабатывающих предприятий. Это вопрос крайне чувствителен для Минска, так как сейчас пространство ЕАЭС позволяет Беларуси покупать российскую нефть по ценам ниже рыночных: по данным Белстата, стоимость импортированного барреля нефти из России в январе-июле 2018 г. составила $50,57, в то время как на внешних рынках «бочка» сорта Urals стоила $69,43. 

Аргументы Москвы и Минска

Российским нефтяникам было предоставлено право на демпфирующий механизм. Принятый летом закон о налоговом маневре предусматривает компенсацию нефтяным компаниям 50% разницы между низкой ценой на нефтепродукты на внутреннем рынке, которую государство хочет сохранить для потребителей, и стоимостью нефтепродуктов на внешних рынках. В 2019 г. компенсироваться будет 60% этой разницы (переходный период). Точные параметры системы компенсации установит ФАС. Однако в законе о реформе ничего не говорится о белорусских НПЗ, что крайне волнует Минск.

Получается, что для Беларуси стоимость поставляемой нефти повысится до уровня внешних рынков (если бы это произошло в 2018 г., то повышение составило бы около $19 за каждый баррель, как показано выше). 

Белорусская сторона торопится, так как изменения в налоговой системе России начнутся с 1 января 2019 г. Аргументы сторон таковы.

Позиция Беларуси:

• 26 августа Александр Лукашенко в интервью каналу «Белоруссия 1» рассказал, что Россия не в полной мере перечисляет деньги в белорусский бюджет за «перетаможку» 6 млн т нефти, о чем договорились президенты в 2017 г.

• Также есть основания полагать, что, как и в прошлом году, в сферу спора вошла и газовая отрасль. Действующий контракт заканчивается в конце 2019 г., и никаких заявлений о проблемах в вопросах торговли газом в последнее время не появлялось. Однако в официальном сообщении администрации президента РБ о телефонном разговоре Лукашенко и Путина 22 сентября говорится: «В частности, окончательно решен вопрос об исполнении договоренностей по поступлению в бюджет Беларуси средств от таможенных пошлин за сырую нефть и о расчетах Беларусью за поставляемый природный газ компании "Газпром"». Это может означать, что история прошлого года, когда стороны по-разному считали стоимость поставленного газа, уже повторилась и даже успела разрешиться так же, как и в прошлом году (Михаил Бабич 26 сентября заявил, что все договоренности по газу остаются в силе).

Российские аргументы:

• 3 сентября министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Беларусь самостоятельно обеспечивает себя нефтепродуктами и экономической целесообразности поставок таковых из России нет.

• 4 сентября глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов заявил, что объем нефтепродуктов, поставляемых из России в Беларусь, может быть снижен до уровня 100-300 тыс. т в год.

Предполагалось, что традиционно точку в споре поставит встреча Лукашенко и Путина, которая прошла 21 сентября в Сочи. Однако пока публично не объявлено о решениях. В 2017 г., когда президенты договорились о разрешении спора, детали соглашений были объявлены фактически сразу. В нынешнем случае, во-первых, нет никаких деталей, во-вторых, на следующий день после встречи в Сочи Владимир Путин и Александр Лукашенко провели переговоры по телефону. Новый посол России в Беларуси Михаил Бабич рассказал, что в 2019 г. Россия увеличит поставки нефтепродуктов на 10-15%, но это относится только к тем продуктам, которые идут для нужд нефтехимии, а таковые довольно малы.

Поставки нефтепродуктов из РФ в РБ железнодорожным транспортом (тыс. тонн)

Вид нефтепродуктов

2017 г.

7 мес. 2018 г.

Темные нефтепродукты

2042

1372

Светлые нефтепродукты, в том числе:

1002

422

-дизельное топливо и ДГК

894

405

-автомобильные бензины

108

17

Сжиженный углеводородный газ

550

546

Итого

3594

2340

Источник: petromarket.ru

Бабич отметил продолжающиеся переговоры Москвы и Минска по вопросу поставки темных нефтепродуктов, а именно они составляют основную долю продаж.

Российская позиция исходит из того, что нефтепродукты поступают в Беларусь в среднем по $388 за тонну (7 мес. 2018 г.), а из РБ нефтепродукты в третьи страны экспортируются по $521 за тонну. 

Корректное сравнение провести сложно, так как в государственной статистике РБ отсутствует разделение на экспорт светлых и темных нефтепродуктов. 

Сценарии будущего 

Каковы могут быть сценарии развития событий? Определенно можно сказать, что для Беларуси не будет ограничений по поставкам нефти для переработки. НПЗ смогут закупить до 24 млн т, но будут закупать только 18 млн т, пока существует система «перетаможки».

В объемах закупки нефти Москва ограничивать Минск не станет. 

Выплаты по «перетаможке» в белорусский бюджет в 2018 г., вероятно, будут произведены в полном объеме. А в 2019 г. Россия может предложить перейти на новую систему.

В негативном для Минска сценарии белорусским НПЗ будут перечислять демпфирующие выплаты на 6 млн т переработанной нефти. Именно этот объем Беларусь потребляет на внутреннем рынке. Остальной объем нефти перейдет в условия рыночных реалий, как и в случае с российскими НПЗ. За счет этого одинаковые условия работы белорусских и российских НПЗ сохранятся и в рамах налогового маневра. Объемы поставок нефтепродуктов в данном сценарии будут снижены до уровня потребностей нефтехимических предприятий.

В позитивном для Беларуси сценарии демпфирующие выплаты покроют весь объем перерабатываемой на НПЗ республики российской нефти. А объемы поставок нефтепродуктов из РФ ограничиваться не будут.

Тяжелые переговоры на высшем уровне продолжатся. Возможно, во время «Форума регионов» в Могилеве президенты озвучат свое решение.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 08.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики