Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рисковый сценарий ЦБ по санкциям против РФ обернется скачком нефти до $150 за баррель

Рисковый сценарий ЦБ по санкциям против РФ обернется скачком нефти до $150 за баррель

ЦБ рассматривает в своих прогнозах рисковый сценарий, согласно которому санкции в ближайшие три года будут усиливаться, а нефть упадет до 35 долларов за баррель. Но старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает его противоречивым, потому что ужесточение санкций против РФ по иранскому сценарию приведет к глобальному дефициту нефти и котировки наоборот вырастут до 150 долларов за баррель. 

Рисковый сценарий Центробанка 

Центробанк в своих прогнозах исходит из того, что санкции в отношении России будут сохранены, заявила в ходе выступления в Совете Федерации первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева.

По ее словам, регулятор рассматривает как один из вариантов и рисковый сценарий, согласно которому санкции в ближайшие три года будут усиливаться, а вот цена на нефть резко упадет до 35 долларов за баррель. При этом текущая стоимость барреля российской нефти марки Urals колеблется выше отметки 80 долларов.

«Рисковый сценарий ЦБ представляет собой довольно противоречивую историю, потому что речь, скорее всего, идет про иранский сценарий. В этом случае американцы пытаются запретить покупать иранскую нефть, чтобы Иран вообще ее не экспортировал, соответственно не получал экспортный доход, страна обанкротилась, народ взбунтовался и сверг руководство. Плюс  США стремятся оказывать дополнительное давление на Китай, который является основным покупателем иранской нефти.

Если усиление санкций против России идет в данном направлении, то американцы запрещают поставку технологий для разработки сухопутных месторождений и ограничивают импорт российской нефти, тем самым лишая нас экспортной выручки. Это наиболее жесткий сценарий санкций, но он подразумевает уход РФ с мирового рынка нефти и газа. В этом случае возникает дефицит и цена наоборот возрастет, причем очень сильно, потому что мы являемся одними из крупнейших нефтедобытчиков, добывая около 11 млн бареллей в сутки», - объясняет собеседникФБА «Экономика сегодня». 

Прогноз по нефтяным котировкам 

На деле если Россия хотя бы на треть сократит экспорт производства, то это автоматически  приведет к глобальному дефициту нефти на мировом рынке, а цена возрастет до 150 долларов за баррель, добавляет Юшков. Конечно, при такой цене со временем многие проекты в Канаде, США, на шельфе станут рентабельными, но компенсировать дефицит удастся не ранее чем через 5 лет. В любом случае при усилении санкций против энергетического сектора РФ цена на нефть на падает, а растет.

Но рисковый сценарий не единственный вариант. Базовый сценарий ЦБ предполагает снижение стоимости барреля Urals с текущих уровней до среднего значения в 55 долларов в 2020–2021 годах. Еще один прогноз предполагает неизменные цены на нефть в $70 за баррель. Как напоминает эксперт, в 2014-2015 годах нефть падала до 30 долларов за баррелей из-за профицита на рынке вызванного целом рядом причин: активизацией сланцевой добычи, стабилизацией ситуации в Ливии и Венесуэле.

«Но сейчас ситуация изменилась. Многое в следующие три года будет зависеть от дальнейшей напряженности у стран-экспортеров. Если Венесуэла и Ливия сохранят добычу на минимуме, против Ирана введут санкции, и он значительно сократит добычу или вообще уйдет с рынка, цена нефти продолжит возрастать.

И хотя рост будет замедляться, мы увидим скорее повышающий тренд. При условии же если сохранится сделка ОПЕК+, котировки могут уйти выше 90 и даже 100 долларов за баррель. Но непредвиденные события, когда нефть может и упасть, тоже исключать нельзя»,  - резюмирует эксперт.

Напомним, в основу бюджета на 2019–2021 годы был заложен базовый сценарий прогноза Минэкономики, предполагающий снижение цен на нефть.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 08.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики