Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьбу второй ветки "Турецкого потока" решат переговоры России и Европы

Судьбу второй ветки "Турецкого потока" решат переговоры России и Европы

Полный выход на проектную мощность обеих ниток газопровода «Турецкий поток» затянется, как минимум, на три года в силу объективных инфраструктурных ограничений, которые есть в данном проекте – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

«Газпром» получит «Турецкий поток» уже в начале 2019 года

Дело в том, что министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что первая и вторая нитка «Турецкого потока» будут готовы к 1 ноября 2019 года, и это говорит о том, что «Газпром» сможет начать свои поставки газа в Европу по этому направлению.

Первая нитка данного проекта общим объемом в 15,75 млрд кубов газа будет поставлять сырье для внутреннего рынка Турции и заменит собой те поставки, которые «Газпром» осуществляет в данную страну через Украину, Румынию и Болгарию.

Это уже решенный вопрос, реализация которого не вызывает никаких сомнений. При этом, существуют сомнения по второй нитке газопровода «Турецкий поток», газ с которой непосредственно предназначается для сопредельных государств Европы.

Здесь есть определенные сомнения, которые касаются, как политических вопросов – известного давления Евросоюза на проект южного российского газопровода, которое в 2014 году вылилось в закрытие проекта «Южный поток», так и частных вопросов по участию отдельных европейских государств в этом начинании. Ведь без этого данный проект не имеет смысла реализовывать. 

По европейскому продолжению пока нет обязывающих документов

Просто газ из Турции должен быть переправлен в другие страны Европы. И если для его поставок в Болгарию вполне можно использовать существующие сегодня трубы, по которым газ раньше шел в Турцию по украинскому маршруту, то для поставок в Сербию, Венгрию и дальше в Австрию нужно будет построить несколько полноценных газовых интерконнекторов.

Это не очень затратные проекты и данные европейские государства, которые явно заинтересованы в получении российского газа, вполне могут с ними справиться самостоятельно, но пока по данному вопросу не подписано ни одного серьезного документа.

В результате, возникает вопрос, а как сегодня здесь обстоит ситуация и когда газ по второй нитке «Турецкого потока» будет поставляться в сопредельные с Турцией страны Европы, и есть ли для этого вообще какие-то фактические основания.

«Разговор здесь идет о строительстве всей необходимой для функционирования «Турецкого потока-2» инфраструктуры в Европе, а также о подписании всех нужных для этого обязывающих контрактов, чего пока просто нет в наличии», - констатирует Митрахович

Эти вопросы необходимо решить до реализации проекта

По словам Станислава Павловича, на сегодняшний день пока не построена морская часть обеих ниток «Турецкого потока», не говоря уже о наземной принимающей и транзитной инфраструктуре в Турции. Впрочем, с Анкарой здесь уже практически обо всем договорились, а главный вопрос упирается в то обстоятельство, как быть с теми объемами газа, которые предназначаются для Европы.

«Что касается турок, то здесь вызывает сомнения то обстоятельство, что, как показывает первая нитка данного проекта, Анкара не спешит строить свою часть «Турецкого потока», надеясь получить какую-то выгоду от нашей страны», - заключает Митрахович.

Естественно, этот момент с уступками для Турции будет разрешен, но затем начинаются гораздо более сложные проблемы, связанные с тем, как природный газ будет транспортироваться с турецкой территории в Европу. Здесь существует несколько вариантов, причем первым из них является прокладка газотранспортного пути через Болгарию, Сербию и Венгрию по направлению к конечной точке в Австрии.

Об этом, в частности, заявил президент РФ Владимир Путин на своей встрече с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, на которой, по вполне понятным причинам, вопросы энергетики всегда играют одну из главнейших ролей. 

За ближайший год России нужно договориться со своими европейскими партнерами

«В то же время, никаких договоров по строительству новых газопроводов пока не подписано и совсем непонятно, кто за все это будет платить, а это, естественно, принципиальный вопрос во всей этой истории», - резюмирует Митрахович.

Как отмечает эксперт, в отличие от «Северного потока-2» в «Турецком потоке» нет обязательств по такому важному моменту, как соинвестирование, поэтому существуют очень большие сомнения, что Венгрия или Болгария будут здесь за что-то платить. Так что, это чрезвычайно сложный вопрос, который пока непонятно, как можно разрешить максимально быстро и эффективно.

«Есть варианты, которые были одобрены европейской комиссией. Это такие газопроводы, как Tesla и Eastring, которые могут забирать не только российский газ, но и азербайджанский транзитом через Турцию», - констатирует Митрахович.

Впрочем, этих проектов пока не существует, и они находятся только в проекте, поэтому делать на них ставку не имеет никакого смысла. Есть еще Трансбалканский газопровод, а также модернизация существующей сегодня в Европе газотранспортной системы. 

«Все это говорит о том, что за то время, пока строится вторая нитка «Турецкого потока», у России есть время договориться с европейскими странами по вариантам поставки российского газа к конечным потребителям», - заключает Митрахович.

Другой вопрос, что даже в том случае, если все пойдет хорошо, на этот процесс уйдет не менее 3 лет. 

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 09.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики