Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия получит низкие цены на газ за уступки по нефти

Белоруссия получит низкие цены на газ за уступки по нефти

Нефтегазовые вопросы являются основной темой российско-белорусских отношений, поскольку Минск постоянно выпрашивает у Москвы какие-то льготы, а также другое косвенное и прямое субсидирование своей экономики в рамках поставок нефти и газа. 

Белоруссия постоянно требует субсидии у России

Наиболее ярким примером здесь является требование Минска по компенсации за российский налоговый маневр, из-за которого внутренние цены на нефть в нашей стране в течение шести лет сравняются с общемировыми. При этом, Белоруссия с декабря 1991 года является независимым государством, а подобное требование полностью соответствует прошениям к Москве со стороны субъектов РФ.

Впрочем, в Минске никого не смущает данное логическое противоречие, поскольку Белоруссия и дальше продолжает политику выпрашивания у России льготных условий, из-за чего внутренние цены на природный газ у белорусов ниже, чем в нашей стране.

Поэтому заявление главы Министерства энергетики Белоруссии Виктора Каранкевича о том, что Москва и Минск к июлю 2019 года договорятся о ценах на поставку российского газа вплоть до 2025 года, когда будет создан единый газовый рынок ЕАЭС, звучит логично.

На сегодняшний день Белоруссия покупает у России газ за 129 долларов за тысячу кубов, причем в следующем году цена на него будет снижена до 127 долларов, что стало возможным после того, как Минск вернул Москве задолженность в 761 млн долларов. 

Россия постоянно субсидирует Белоруссию

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что перед нами чрезвычайно сложный вопрос для России.

Всем известно качество наших отношений с Белоруссией – эта страна вместе с Казахстаном является корневым государством в рамках такого российского интеграционного проекта, как Евразийский союз. Поэтому подобные трения вызывают у Москвы массу сложностей, поскольку с одной стороны у нас близкие отношений с Минском, а с другой – в данном вопросе существует множество «но».

Ведь после распада Советского Союза, несмотря на свой суверенный статус, Россия фактически субсидирует Белоруссию, что даже стало частью экономической модели, которая была реализована президентом данной страны Александром Лукашенко.

Просто рост благосостояния белорусского населения шел опережающими темпами по отношению к экономическому росту в Белоруссии, что стало возможным благодаря прямой и косвенной помощи со стороны России, которая исчисляется десятками миллионов долларов. 

Цены на энергоносители отравляют отношения России и Белоруссии

И, естественно, вопросы нефти и газа являются здесь основными, поскольку дешевые отечественные энергоносители позволяют качественно снизить себестоимость многих работ в рамках белорусской национальной экономики и дают ей чистую прибыль.

«В текущем году разбирательства по этому вопросу идут непублично в отличие от прошлого года, когда Минск сразу заявил, что не собирается платить по ценам, которые прописаны в базовом контракте на поставку газа. Просто белорусы тогда активировали положение, которое было в одном из межправительственных соглашений по формированию цен на российский газ», - заключает Юшков.

Там говорилось о том, что в случае, если Москва выходит на разнодоходность при продаже газа в европейские государства, то Минск имеет право покупать сырье по внутренним российским ценам. В прошлом году это было официально объявлено в Минске и сразу стало причиной конфликта с Москвой, а в этом году все подобные трения белорусами публично не афишируются.

«Сейчас стороны опять считают по-своему, пусть и без отсылок со стороны Белоруссии к межправительственным соглашением, но именно фактор цены на энергоресурсы и отравляет постоянно наши двусторонние отношения», - констатирует Юшков

Россия и Белоруссия, скорее всего, скоро договорятся

По данным Белстата, средняя цена на российский газ на июль 2018 года была 132 доллара за кубометр, несмотря на то, что стороны изначально договаривались о цене в 129 долларов. В результате этого, и накопилась определенная задолженность, которая стала следствием того, что Минск ничего не платил за некоторые месяцы поставок газа по причине спора с Москвой.

«Пока здесь ничего не ясно по той причине, что Минск ничего не переводит в публичную плоскость и старается закрыть все эти спорные моменты в двустороннем и закрытом диалоге с российской стороной», - резюмирует Юшков.

Это является следствием того, что в Минске прекрасно понимают, что Россия переходит на налоговый маневр, который напрямую затрагивает и интересы Белоруссии, продолжающей получать от России энергоресурсы по заниженным ценам.

«И здесь нельзя исключать того, что белорусы добьются того,чего они хотят, а именно внутрироссийских цен на энергоресурсы, т.е. 100 долларов за тысячу кубов, но, при этом, им придется серьезно уступить Москве по нефти», - заключает Юшков

Россия хочет перевести в этом вопросе Белоруссию на экономическое взаимодействие без всяких льготных цен на нефть, где возможно перечисление каких-то дотаций в белорусский бюджет, но без прямого субсидирования национальных компаний данной страны.

«Поэтому позиция России здесь достаточно жесткая, но все-таки определенные уступки в данном вопрос с нашей стороны возможны, и именно этого в настоящий момент и пытается добиться Минск, ведя свои закрытые переговоры с Москвой», - констатирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 09.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики