Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пример Польши и Литвы обнуляет план сената США по отказу Европы от энергоресурсов из России

Пример Польши и Литвы обнуляет план сената США по отказу Европы от энергоресурсов из России

США готовы выделить Европе 1 млрд долларов на финансирование энергетических проектов с упором на строительство инфраструктуры для СПГ. Старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков находит такой подход малоэффективным, так как объем трат недостаточен и конкурентоспособности сжиженному газу из США он не добавит. 

Финансирование США энергетических проектов Европы 

Американские сенаторы разработали законопроект, согласно которому США могут выделить Европе 1 млрд долларов на финансирование энергетических проектов. Таким образом, Вашингтон намеревается помочь ЕС «диверсифицировать энергетику и противостоять влиянию России». Предполагается, что инвестиции будут направлены в стратегически важные энергетические проекты в Центральной и Восточной Европе с 2019 по 2023 года.

В качестве возможных проектов рассматривается строительство инфраструктуры природного газа, среди которых межсетевые соединители, хранилища, объекты импорта сжиженного природного газа (СПГ) и пропускная способность обратного потока. Кроме того, речь идет про электрическую инфраструктуру и интеллектуальные сети.

«Озвучиваемая сумма в 1 млрд долларов на несколько лет для всей Европы выглядит довольно смешно, ее недостаточно даже для одного инфраструктурного проекта. Если мы берем тот же самый «Северный поток-2», то он стоит в 10 раз больше, и это только морская часть одного энергетического проекта, сухопутные газопроводы по территории Европы здесь не учитываются. Сравнивать все это с возможными инвестициями США несерьезно.

Финансирование заявлено как поддержка СПГ-проектов, поэтому деньги могут быть направлены на реализацию давнего плана по соединению инфраструктуры между Польшей и Хорватией, а точнее в СПГ-терминал на хорватским острове Крк. В то же время реального смысла в этой инфраструктуре нет. Ее наличие никак не гарантирует прихода дешевого газа, что наглядно доказал пример Польши и Литвы», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня». 

Опыт Литвы и Польши

Ранее премьер Литвы уже пытался выставить приобретение у норвежской компании СПГ-терминала в Клайпеде как способ преодоления монопольного положения «Газпрома» на энергетическом рынке Литвы. Но подобные заявления эксперты находят абсурдными, так как российское предложение выглядит на порядок более привлекательным.

Закупки же СПГ наоборот становятся тяжким бременем для всей литовской экономики и компаний, что не мешает официальному Вильнюсу в угоду политическим причинам продолжать закупать СПГ. Аналогичным образом ситуация обстоит и в Польше, предпочитающей закупки российского газа вопреки риторике об альтернативе поставок сжиженного газа.

«Европа просто не может конкурировать с азиатскими ранками за сжиженный природный газ. В Азии он стоит примерно 360 долларов за тысячу кубов, поэтому приходивший им все прошедшее лето сжиженный газ европейцы перегружали на танкеры и отправляли в Азию. Разница была настолько серьезной, что перепродажа СПГ приносила прибыль, даже несмотря на дополнительную стоимость от транспортировки.

Ситуация изменилась только сейчас, потому что европейцы все лето отправляли СПГ в Азию, ничего толком не покупая, из-за чего не успели закачать необходимый объем в газовые  хранилища. Сейчас их закачивают в ускоренном порядке, спрос на СПГ повысился, что влияет на рост цен, они доходят до 350 долларов. Газпром же продает свой газ порядка 220 долларов за 1000 кубов», - отмечает Игорь Юшков.

Сам законопроект о выделении финансирования Европе на энергетические проекты эксперт связывает с договоренностями президента США Дональда Трампа и главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера о строительстве 10 приемных терминалов в Европе. Вероятно, Брюссель спустил эти планы бизнесу, а тот наотрез отказался строить СПГ-терминалы за собственные деньги, так как они и сегодня позволяют принимать до 200 млрд кубов в год, но заполняются только на четверть, добавляет Юшков. Именно поэтому американцы предлагают софинансирования, но их усилий здесь все равно недостаточно.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 11.10.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики