Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пример Польши и Литвы обнуляет план сената США по отказу Европы от энергоресурсов из России

Пример Польши и Литвы обнуляет план сената США по отказу Европы от энергоресурсов из России

США готовы выделить Европе 1 млрд долларов на финансирование энергетических проектов с упором на строительство инфраструктуры для СПГ. Старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков находит такой подход малоэффективным, так как объем трат недостаточен и конкурентоспособности сжиженному газу из США он не добавит. 

Финансирование США энергетических проектов Европы 

Американские сенаторы разработали законопроект, согласно которому США могут выделить Европе 1 млрд долларов на финансирование энергетических проектов. Таким образом, Вашингтон намеревается помочь ЕС «диверсифицировать энергетику и противостоять влиянию России». Предполагается, что инвестиции будут направлены в стратегически важные энергетические проекты в Центральной и Восточной Европе с 2019 по 2023 года.

В качестве возможных проектов рассматривается строительство инфраструктуры природного газа, среди которых межсетевые соединители, хранилища, объекты импорта сжиженного природного газа (СПГ) и пропускная способность обратного потока. Кроме того, речь идет про электрическую инфраструктуру и интеллектуальные сети.

«Озвучиваемая сумма в 1 млрд долларов на несколько лет для всей Европы выглядит довольно смешно, ее недостаточно даже для одного инфраструктурного проекта. Если мы берем тот же самый «Северный поток-2», то он стоит в 10 раз больше, и это только морская часть одного энергетического проекта, сухопутные газопроводы по территории Европы здесь не учитываются. Сравнивать все это с возможными инвестициями США несерьезно.

Финансирование заявлено как поддержка СПГ-проектов, поэтому деньги могут быть направлены на реализацию давнего плана по соединению инфраструктуры между Польшей и Хорватией, а точнее в СПГ-терминал на хорватским острове Крк. В то же время реального смысла в этой инфраструктуре нет. Ее наличие никак не гарантирует прихода дешевого газа, что наглядно доказал пример Польши и Литвы», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня». 

Опыт Литвы и Польши

Ранее премьер Литвы уже пытался выставить приобретение у норвежской компании СПГ-терминала в Клайпеде как способ преодоления монопольного положения «Газпрома» на энергетическом рынке Литвы. Но подобные заявления эксперты находят абсурдными, так как российское предложение выглядит на порядок более привлекательным.

Закупки же СПГ наоборот становятся тяжким бременем для всей литовской экономики и компаний, что не мешает официальному Вильнюсу в угоду политическим причинам продолжать закупать СПГ. Аналогичным образом ситуация обстоит и в Польше, предпочитающей закупки российского газа вопреки риторике об альтернативе поставок сжиженного газа.

«Европа просто не может конкурировать с азиатскими ранками за сжиженный природный газ. В Азии он стоит примерно 360 долларов за тысячу кубов, поэтому приходивший им все прошедшее лето сжиженный газ европейцы перегружали на танкеры и отправляли в Азию. Разница была настолько серьезной, что перепродажа СПГ приносила прибыль, даже несмотря на дополнительную стоимость от транспортировки.

Ситуация изменилась только сейчас, потому что европейцы все лето отправляли СПГ в Азию, ничего толком не покупая, из-за чего не успели закачать необходимый объем в газовые  хранилища. Сейчас их закачивают в ускоренном порядке, спрос на СПГ повысился, что влияет на рост цен, они доходят до 350 долларов. Газпром же продает свой газ порядка 220 долларов за 1000 кубов», - отмечает Игорь Юшков.

Сам законопроект о выделении финансирования Европе на энергетические проекты эксперт связывает с договоренностями президента США Дональда Трампа и главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера о строительстве 10 приемных терминалов в Европе. Вероятно, Брюссель спустил эти планы бизнесу, а тот наотрез отказался строить СПГ-терминалы за собственные деньги, так как они и сегодня позволяют принимать до 200 млрд кубов в год, но заполняются только на четверть, добавляет Юшков. Именно поэтому американцы предлагают софинансирования, но их усилий здесь все равно недостаточно.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 11.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики