Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что привело к отказу России от поставок бензина в Белоруссию

Что привело к отказу России от поставок бензина в Белоруссию

Министр энергетики России Александр Новак заявил, что Россия в 2019 году не будет поставлять в Белоруссию бензин и дизельное топливо, а также темные нефтепродукты.

Между Россией и Белоруссией идут довольно сложные переговоры. С 1 января 2019 года продолжается налоговый маневр, меняются все условия работы России и Белоруссии на нефтяном рынке. Если Россия своим НПЗ компенсирует повышение налога на добычу полезных ископаемых, то белорусские НПЗ Россия субсидировать не будет.

В результате рентабельность белорусской экономики начнет снижаться, потому что там все строится на покупке у России дешевой нефти, переработке в нефтепродукты с продажей на экспорт по рыночной стоимости. 

Думаю, что в рамках переговоров Россия хочет прийти к тому, чтобы поставлять Белоруссии нефть по рыночным ценам и передавать субсидии из нашего бюджета в их бюджет — оговоренную сумму, которую они смогут потратить на субсидирование собственных НПЗ. Россия хочет перейти на такую схему, а Белоруссия хочет без ограничений покупать дешевые нефть и нефтепродукты, а дальше продавать их по рыночным ценам в Европу.

Минск покупал порядка 20 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год по низким ценам, но это продолжаться не может с учетом налогового маневра. Я не исключаю, что какие-то договоренности по нефтепродуктам будут, чтобы не обнулять поставки, которые поступают для внутреннего рынка Белоруссии, например, для нефтехимических предприятий. А вот продажа бензина, дизеля и темных нефтепродуктов, из которых Белоруссия получает товар и продает на Запад, это будет ограничено.

Нам не выгодно туда поставлять нефть и нефтепродукты. Если мы экспортируем нефть за пределы ЕАЭС, то российские компании платят в бюджет экспортные пошлины, но если поставлять эти объемы Белоруссии, наши компании прибыль все равно получают, но бюджет остается без экспортных пошлин. В результате Белоруссия получает дешевые нефтепродукты и переправляет в Европу, платит пошлины себе и зарабатывает. Для России в этом нет никакой экономической логики.

Россия просто хочет перейти исключительно на денежные отношения с Белоруссией, чтобы не поставлять сырье по стоимости ниже рыночной, а передавать четкую сумму из бюджета в бюджет. То есть Россия в отношениях с Белоруссией хочет перестать продавать ей энергоресурсы по льготным ценам.

Нас также нервирует тот факт, что Белоруссия является крупнейшим поставщиком дизельного топлива на Украину, а дизель используется, в том числе военной техникой. Но при этом Россия сама является одним из крупнейших поставщиков нефтепродуктов на Украину, и если бы мы это хотели ограничить, мы бы запретили туда поставлять.

На Украине в рабочем состоянии остался только один НПЗ, и его не хватает, поэтому почти все нефтепродукты Украина закупает за границей: и в России, и в Белоруссии, и в других странах. Я думаю, что сама схема российским чиновникам не нравится, потому Белоруссия покупает у нас за дешево, а продает за дорого, в том числе Украине.

Например, за январь-июль Россия поставила нефть в Белоруссию на $18 с барреля дешевле от ее рыночной стоимости, это огромное субсидирование, что также создает риски для внутреннего рынка. Причем мы повышаем НДС на все товары для наших граждан, а Белоруссии довольно существенные льготы делаем, поэтому в правительстве хотят отказаться от ее субсидирования, и налоговый маневр затеяли для повышения пополняемости бюджета. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: RNS, 12.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики