Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что привело к отказу России от поставок бензина в Белоруссию

Что привело к отказу России от поставок бензина в Белоруссию

Министр энергетики России Александр Новак заявил, что Россия в 2019 году не будет поставлять в Белоруссию бензин и дизельное топливо, а также темные нефтепродукты.

Между Россией и Белоруссией идут довольно сложные переговоры. С 1 января 2019 года продолжается налоговый маневр, меняются все условия работы России и Белоруссии на нефтяном рынке. Если Россия своим НПЗ компенсирует повышение налога на добычу полезных ископаемых, то белорусские НПЗ Россия субсидировать не будет.

В результате рентабельность белорусской экономики начнет снижаться, потому что там все строится на покупке у России дешевой нефти, переработке в нефтепродукты с продажей на экспорт по рыночной стоимости. 

Думаю, что в рамках переговоров Россия хочет прийти к тому, чтобы поставлять Белоруссии нефть по рыночным ценам и передавать субсидии из нашего бюджета в их бюджет — оговоренную сумму, которую они смогут потратить на субсидирование собственных НПЗ. Россия хочет перейти на такую схему, а Белоруссия хочет без ограничений покупать дешевые нефть и нефтепродукты, а дальше продавать их по рыночным ценам в Европу.

Минск покупал порядка 20 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год по низким ценам, но это продолжаться не может с учетом налогового маневра. Я не исключаю, что какие-то договоренности по нефтепродуктам будут, чтобы не обнулять поставки, которые поступают для внутреннего рынка Белоруссии, например, для нефтехимических предприятий. А вот продажа бензина, дизеля и темных нефтепродуктов, из которых Белоруссия получает товар и продает на Запад, это будет ограничено.

Нам не выгодно туда поставлять нефть и нефтепродукты. Если мы экспортируем нефть за пределы ЕАЭС, то российские компании платят в бюджет экспортные пошлины, но если поставлять эти объемы Белоруссии, наши компании прибыль все равно получают, но бюджет остается без экспортных пошлин. В результате Белоруссия получает дешевые нефтепродукты и переправляет в Европу, платит пошлины себе и зарабатывает. Для России в этом нет никакой экономической логики.

Россия просто хочет перейти исключительно на денежные отношения с Белоруссией, чтобы не поставлять сырье по стоимости ниже рыночной, а передавать четкую сумму из бюджета в бюджет. То есть Россия в отношениях с Белоруссией хочет перестать продавать ей энергоресурсы по льготным ценам.

Нас также нервирует тот факт, что Белоруссия является крупнейшим поставщиком дизельного топлива на Украину, а дизель используется, в том числе военной техникой. Но при этом Россия сама является одним из крупнейших поставщиков нефтепродуктов на Украину, и если бы мы это хотели ограничить, мы бы запретили туда поставлять.

На Украине в рабочем состоянии остался только один НПЗ, и его не хватает, поэтому почти все нефтепродукты Украина закупает за границей: и в России, и в Белоруссии, и в других странах. Я думаю, что сама схема российским чиновникам не нравится, потому Белоруссия покупает у нас за дешево, а продает за дорого, в том числе Украине.

Например, за январь-июль Россия поставила нефть в Белоруссию на $18 с барреля дешевле от ее рыночной стоимости, это огромное субсидирование, что также создает риски для внутреннего рынка. Причем мы повышаем НДС на все товары для наших граждан, а Белоруссии довольно существенные льготы делаем, поэтому в правительстве хотят отказаться от ее субсидирования, и налоговый маневр затеяли для повышения пополняемости бюджета. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: RNS, 12.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики