Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что привело к отказу России от поставок бензина в Белоруссию

Что привело к отказу России от поставок бензина в Белоруссию

Министр энергетики России Александр Новак заявил, что Россия в 2019 году не будет поставлять в Белоруссию бензин и дизельное топливо, а также темные нефтепродукты.

Между Россией и Белоруссией идут довольно сложные переговоры. С 1 января 2019 года продолжается налоговый маневр, меняются все условия работы России и Белоруссии на нефтяном рынке. Если Россия своим НПЗ компенсирует повышение налога на добычу полезных ископаемых, то белорусские НПЗ Россия субсидировать не будет.

В результате рентабельность белорусской экономики начнет снижаться, потому что там все строится на покупке у России дешевой нефти, переработке в нефтепродукты с продажей на экспорт по рыночной стоимости. 

Думаю, что в рамках переговоров Россия хочет прийти к тому, чтобы поставлять Белоруссии нефть по рыночным ценам и передавать субсидии из нашего бюджета в их бюджет — оговоренную сумму, которую они смогут потратить на субсидирование собственных НПЗ. Россия хочет перейти на такую схему, а Белоруссия хочет без ограничений покупать дешевые нефть и нефтепродукты, а дальше продавать их по рыночным ценам в Европу.

Минск покупал порядка 20 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год по низким ценам, но это продолжаться не может с учетом налогового маневра. Я не исключаю, что какие-то договоренности по нефтепродуктам будут, чтобы не обнулять поставки, которые поступают для внутреннего рынка Белоруссии, например, для нефтехимических предприятий. А вот продажа бензина, дизеля и темных нефтепродуктов, из которых Белоруссия получает товар и продает на Запад, это будет ограничено.

Нам не выгодно туда поставлять нефть и нефтепродукты. Если мы экспортируем нефть за пределы ЕАЭС, то российские компании платят в бюджет экспортные пошлины, но если поставлять эти объемы Белоруссии, наши компании прибыль все равно получают, но бюджет остается без экспортных пошлин. В результате Белоруссия получает дешевые нефтепродукты и переправляет в Европу, платит пошлины себе и зарабатывает. Для России в этом нет никакой экономической логики.

Россия просто хочет перейти исключительно на денежные отношения с Белоруссией, чтобы не поставлять сырье по стоимости ниже рыночной, а передавать четкую сумму из бюджета в бюджет. То есть Россия в отношениях с Белоруссией хочет перестать продавать ей энергоресурсы по льготным ценам.

Нас также нервирует тот факт, что Белоруссия является крупнейшим поставщиком дизельного топлива на Украину, а дизель используется, в том числе военной техникой. Но при этом Россия сама является одним из крупнейших поставщиков нефтепродуктов на Украину, и если бы мы это хотели ограничить, мы бы запретили туда поставлять.

На Украине в рабочем состоянии остался только один НПЗ, и его не хватает, поэтому почти все нефтепродукты Украина закупает за границей: и в России, и в Белоруссии, и в других странах. Я думаю, что сама схема российским чиновникам не нравится, потому Белоруссия покупает у нас за дешево, а продает за дорого, в том числе Украине.

Например, за январь-июль Россия поставила нефть в Белоруссию на $18 с барреля дешевле от ее рыночной стоимости, это огромное субсидирование, что также создает риски для внутреннего рынка. Причем мы повышаем НДС на все товары для наших граждан, а Белоруссии довольно существенные льготы делаем, поэтому в правительстве хотят отказаться от ее субсидирования, и налоговый маневр затеяли для повышения пополняемости бюджета. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: RNS, 12.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики