Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Глава "Роснефти" пишет золотом

Глава "Роснефти" пишет золотом

Подпись Игоря Сечина обошлась балтийским стивидорам и бюджету Ленобласти в 1,3 млрд рублей. Вся надежда на реванш в стиле административного ресурса игроков, сопоставимых по весовой категории с главой "Роснефти".

Администрация морских портов Балтийского моря констатировала устойчивое снижение объемов перевалки сырой нефти в портах Приморск и Усть-Луга. Бюджеты стивидоров и Ленобласти теряют миллиарды. Эксперты полагают, что будет хуже, если статусные владельцы переваливающих нефть компаний не включат зеркальный ресурс. 

Минус 1,3 миллиарда. Пока

По данным ФГБУ "Администрация портов Балтийского моря", с января по август 2018 года объем перевалки сырой нефти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Усть-Луге сократился на 12 %, в Приморске - на 6 %. В абсолютных цифрах это 2,3 и 3,1 миллиона тонн соответственно.

В российских портах Балтики нефть больше нигде не переваливают, поэтому тенденцию можно назвать тотальной. Конкретно, она бьет по интересам двух компаний, которые "сидят на трубе": ООО "Невская трубопроводная компания" в Усть-Луге и ООО "Транснефть - Порт Приморск" в Приморске. Первая принадлежит Газпромбанку, вторая - национальному транспортному оператору "Транснефть". Как рассказали 47news в правительстве Ленинградской области, обе компании имеют статус стратегических инвесторов и входят в топ региональных налогоплательщиков.  

По данным информационно-аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", выручка "Невской трубопроводной компании" в 2017 году составила 5 миллиардов рублей, выручка "Транснефти - Порт Приморск" - 7,7 миллиарда. По ситуации на текущий момент, снижение выручки компаний в 2018 году можно оценить примерно в 0,6 миллиарда и 0,5 миллиарда рублей соответственно. 

Обе компании зарегистрированы в Ленинградской области. В правительстве региона к моменту выхода публикации не смогли назвать конкретные цифры объема налогов, поступающих от обоих стивидоров в региональный бюджет, но налоговый консультант Елена Софинская считает, что, приблизительно, эта цифра составляет 0,8 миллиарда рублей для "Невской трубопроводной компании" и 0,7 миллиарда рублей - для "Транснефти - Порт Приморск" по состоянию на 2017 год. 

По мнению эксперта, при сегодняшнем уровне падения объемов перевалки сырой нефти в портах Северо-Запада, снижение поступлений в региональный бюджет можно оценить почти в 0,2 миллиарда рублей. Итого этот рынок в СЗФО лишился почти 1,3 миллиарда рублей.

Но серьезная проблема не в сумме, а в устойчивости тенденции, что не сулит экономике региона ничего доброго. 

Сечин в развитии

Эксперты называют два процесса, которые совпали по времени. Самый яркий из них начал развиваться прошлой осенью на противоположном по отношению к российскому Северо-Западу конце континента. Тогда глава "Роснефти" Игорь Сечин подписал соглашение с китайской энергетической компанией СEFC о стратегическом сотрудничестве. СEFC выкупила 14,16% акций "Роснефти", чем вполне подтвердила серьезность своих намерений. После заключения сделки Игорь Сечин заявил: "Роснефть" будет увеличивать поставки нефти в Китай до 50 миллионов тонн в год, и случится это уже в 2018 году".

"Мы будем готовить дополнительный контракт, более долгосрочный, с CEFC, который закрепит наши позиции на китайском рынке. Кроме того, мы будет развивать с CEFC ряд новых проектов, в том числе в сфере нефте- и газодобычи, а также нефтехимии, на территории России", - процитировала Игоря Сечина Gazeta.ru

Фатальная для российского Северо-Запада важность произошедшего следует из природных особенностей отечественных недр. Дело в том, что добываемая нефть неоднородна - с точки зрения переработки, она отличается, прежде всего, содержанием серы. Самая востребованная на мировом рынке - и, соответственно, самая дорогая - та, содержание серы в которой не превышает 0,2-0,4%, она известна как нефть марки Brent. Такую нефть называют легкосернистой. Если говорить о России, ее качают в Западной Сибири (Siberian Light). Она очень близка к Brent - содержание серы там не превышает 0,6%.

В центральной части России добывается нефть с более высоким содержанием серы (до 3%). Мы знаем ее как нефть марки Urals - она более дешевая и по своему химическому составу приближается к ближневосточным сортам Oman и Dubai. 

Например, сегодня, 12 октября, 1 баррель нефти марки Brent стоит примерно 80 долларов. Баррель нефти Urals всегда примерно на 2 доллара дешевле. 

На российские нефтеналивные терминалы Балтийского моря поступает так называемая смесь Urals. Она образуется после смешивания легкосернистой и высокосернистой нефти в одной трубе. Но с начала 2018 года легкосернистой нефти в этой трубе становится меньше и меньше, потому что Игорь Сечин подписал соглашение с Китаем. Раньше китайский экспорт был не таким масштабным. 

- Если компания из Западной Сибири отправляет нефть на запад, то легкосернистая дорогая нефть смешивается с дешевой высокосернистой, которая поступает в трубопровод из месторождений Поволжья. В порту отгружается уже смесь Urals средней сернистости, она дешевле нефти, которую компания добыла в Западной Сибири. А если та же компания отправляет свою нефть на восток, то в порту она продает легкосернистую дорогую нефть. Выгода на танкер исчисляется миллионами  долларов, - поясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Партнер консалтинговой компании "РусЭнерджи" Михаил Крутихин видит другую сторону проблемы:

- Благодаря контрактам "Роснефти", действительно, все больше легкой нефти уходит в Китай и, соответственно, ее все меньше остается, чтобы разбавлять тяжелую нефть Поволжья и поддерживать качество смеси Urals на уровне стандарта. Сейчас очевидно, что смеси Urals достойного качества не хватает - на это жалуются потребители из Европы. В России, конечно, зреют планы переброски высокосернистой нефти на восток, чтобы разбавлять ею нефть, которую экспортируют в Китай, но пока это только планы, - говорит он.

Добавим к словам экспертов еще обстоятельство, опубликованное на сайте российского Министерства энергетики. Там написано, что по итогам 2017 года объем национальной добычи нефтяного сырья снизился относительно 2016 года на 0,8 миллиона тонн (–0,1 %) и составил в абсолютном выражении 546,8 миллиона тонн. Из приведенного на сайте Минэнерго графика видно, что рост объемов добычи нефти в России остановился в 2016 году - до того он имел стабильную положительную динамику. 

- Пока добыча росла, хватало на оба направления, - констатирует Игорь Юшков.  

По словам Михаила Крутихина, падение объемов добычи нефти в России предсказывали еще года два назад - только речь шла о том, что падение это начнется в 2020-2022 годах. Но введение санкций и недостаток высоких технологий по интенсификации добычи на уже разрабатываемых месторождениях привел к тому, что мы имеем сегодня - падение добычи с 2017 года. 

Сегодня добыча нефти в России не растет, а Игорь Сечин открыл шлюз, через который экспортный нефтяной поток переориентируется с запада на восток.

Две реакции

С точки зрения интересов правительства Китая, они для российского Северо-Запада совсем мрачные. 3 октября Министерство торговли Китая распространило заявление об увеличении в 2019 году на 42% импортной квоты на нефть для своих негосударственных нефтеперерабатывающих заводов. Речь идет примерно о 202 миллионах тонн в год. 

В этом году Россия поставит в Китай 50 миллионов тонн сырой нефти, что составит примерно половину всего китайского нефтяного импорта. Нефть транспортируется по трём направлениям: через нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) и порт Козьмино на Дальнем Востоке, через трубопровод "Сковородино - Мохэ" и по трубопроводу "Атасу - Алашанькоу" транзитом через Казахстан. В федеральных СМИ эксперты уже состязаются в предсказаниях: какой же из этих коридоров будет технологически расширяться первым. 

Впрочем, Минэнерго тоже выполняет роль регулятора на рынке нефтяного экспорта - оно квотирует его ежегодно. И это - та самая составляющая данного сектора бизнеса, которая в любой момент может стать политической. Логичен вопрос: что будут делать владельцы терминалов, если падение объемов поставок им сырой нефти продолжится? Они вложили миллиарды, значит, просто от бизнеса не откажутся. Но с пустой трубой бизнес сам откажется от них.

- Я вижу два варианта. Один, с моей точки зрения, реальный, второй чисто теоретический. Скорее всего, владельцы терминалов займутся лоббированием. Мы с вами понимаем, что "Невская трубопроводная компания" и "Транснефть - Порт Усть-Луга" принадлежат очень влиятельным персонам, способным на лоббирование на национальном и даже транснациональном уровнях. Думаю, именно этим они и займутся, если уже не занялись. Но есть и план "Б": терминалы, оснащенные для перевалки сырой нефти, в принципе, можно переоборудовать для перевалки мазута, который можно возить туда железной дорогой. Такой вариант я называю теоретическим - не верю, что до этого дойдет, - сказал 47news участник портового бизнеса, попросивший не называть себя. 

Автор: Лев Годованник

Источник: 47news, 12.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики