Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Siemens меж двух огней в скандале с крымскими турбинами выбрал Россию

Siemens меж двух огней в скандале с крымскими турбинами выбрал Россию

Отказ Верховного суда РФ компании Siemens в жалобе по крымским турбинам был ожидаем – на немецкий холдинг оказывалось огромное политическое давление. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

"На компанию Siemens, вполне очевидно, политически давили из-за установленных в Крыму турбин. Дело даже не в санкциях, под которые мог попасть немецкий холдинг – от руководства требовали создать максимальные проблемы с пусконаладкой и обслуживанием этого оборудования. Siemens подчинилась, полностью устранившись от участия в установке и запуске оборудования. Параллельно были организованы судебные разбирательства.

Но хотя немецкая компания и максимально дистанцировалась от собственных турбин, в конечном итоге их запуску это не повредило. В начале октября первые блоки ТЭС в Крыму запущены и уже успешно работают. Не исключено, что в попытке прикрыться от претензий Запада, Siemens продолжит разбирательства уже в международных судебных инстанциях. Однако шансов что-то решить в свою пользу у компании не просматривается – вариант демонтажа турбин для возвращения их изготовителю Россия полностью исключает", - отмечает аналитик.

Верховный суд РФ отказал немецкому концерну Siemens AG и "Сименс технологии газовых турбин" (совместное предприятие Siemens и ОАО "Силовые машины") в передаче кассационной жалобы на решение судов по иску к "Технопромэкспорту". Таким образом немецкая компания исчерпала последние возможности для судебных разбирательств в РФ. Жалобу концерн подал 20 августа ​подал на решение Арбитражного суда Москвы, который отказался признавать, что "Технопромэкспорт" обманул немецкую компанию и поставила ее продукцию в Крым в обход санкций.

"Самое главное – не очень понятно, чего именно Siemens хочет добиться судами. В компании понимают, что демонтировать турбины для возврата никто не станет, равно как и задним числом расторгать сделку купли-продажи. То есть в принципе не ясно, чего немецкий холдинг может добиться в международных инстанциях – обязать Россию демонтировать работающую ТЭС не вправе никто в мире. Это просто невозможно.

Российский рынок для Siemens имеет огромное значение, особенно с учетом того, что в мире у компании серьезные проблемы с развитием бизнеса. В Европе и США немецкий холдинг вынужден сокращать поставки из-за снижения спроса на оборудование – включая те же газовые турбины. В такой ситуации каждый заказчик, тем более столь надежный и имеющий большие планы на развитие энергосектора, как Россия, для компании очень ценен. Фактически Siemens оказалась меж двух огней, вынужденная лавировать между США и Россией", - подчеркивает эксперт.

Переждать и урегулировать

О том, что Siemens поставила турбины на Крымский полуостров, стало известно в июле 2017 года. В "Технопромэкспорте" пояснили, что оборудование было куплено на вторичном рынке и прошло модернизацию на российских предприятиях. Тогда немецкая компания заявила о приостановке работы с российскими государственными компаниями. В январе США ввели санкции против лиц, которые принимали участие в поставке турбин в Крым, - директора "Технопромэкспорта" и чиновников Минэнерго. 

Siemens в иске потребовал признать недействительной сделку по поставке турбин. А также применить последствия недействительности сделок, то есть обязать "Технопромэкспорт" вернуть четыре турбины российской "дочке" Siemens, которая выступает в этом деле соистцом по первоначальному иску. Арбитражные суды РФ трех инстанций ранее полностью отклонили эти требования. Суд посчитал недоказанными доводы Siemens, что контракт был заключен "дочкой" немецкого концерна под влиянием обмана или существенного заблуждения.

"Сейчас немецкой компании, вероятнее всего, придется "пересидеть" кризисный период, чтобы не обращать на себя внимание Запада и не попасть под новое давление. Впоследствии попытаться восстановить отношения как с Россией, так и с политиками США, которые изначально раскручивают все санкционные вопросы. При этом никаких обязательств в отношениях с Siemens российская сторона не нарушила.

На компанию оказывается именно политическое давление, потому что по факту Запад тоже что-то предъявить холдингу не может – для этого просто нет юридической базы. Но санкции, как показала практика, Вашингтон может вводить по надуманным предлогом или не утруждаться поводами вовсе. Хотя в целом эта ситуация выглядит нелепо – все равно, что "Кока-Кола" судилась бы из-за того, что купивший бутылку напитка человек продал ее в Крыму. При этом серьезных последствий для Siemens в Европе не было, ведь для Евросоюза эта компания – крупный налогоплательщик, ссориться с которым крайне невыгодно.

Вся эта история показывает несовершенство всей санкционной системы Запада, а вводимые санкции ощутимо бьют по их инициаторам. Ведь декларировалось, что ограничения должны "изменить поведение России", но по сути они наносят вред бизнесу, ограничивают конкуренцию и свободную торговлю. И все негативные эффекты санкционной политики Запада Siemens вынуждена сейчас пытаться нивелировать, чтобы не стать жертвой политических игр", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 16.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики