Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша на двадцать лет сдалась в газовое "рабство" США

Польша на двадцать лет сдалась в газовое "рабство" США

После заявлений о том, что "Северный поток-2" якобы "затягивает петлю" на шее Польши, Варшава добровольно полезла в другую петлю — американскую.

Польская компания PGNiG подписала с американской Venture Global LNG долгосрочный контракт на поставку в Польшу сжиженного природного газа (СПГ) из США. Речь идет, как сообщает РИА Новости, о двух миллионах тонн ежегодно в течение двадцати лет.

Расходы по доставке СПГ на борт лягут на продавца. Как сообщил глава польской компании Петр Вожняк, Польша будет получать сжиженный природный газ из США по цене якобы почти на 30% дешевле, чем стоит получаемый ею в настоящее время природный газ из России. 

Несколько дней назад бывший министр обороны страны Антони Мачеревич заявил, что строительство газопровода "Северный поток-2" якобы "затягивает петлю" на шее Польши, делая Варшаву и Европу в целом зависимыми от российского газа. Он также назвал США единственным и главным союзником Польши.

По словам доцента кафедры истории южных и западных славян исторического факультета МГУ Юрия Борисёнка, Мачеревич, еще будучи при должности, и ранее отличался весьма экстравагантными суждениями, а рассуждения о вреде "Северного потока-2" вообще являются его излюбленной темой. 

Варшавские политики, считает эксперт, крайне неадекватно оценивают свое место в современном мире. Весь мир, по их представлению, вертится исключительно вокруг Польши.

"Однако с любой точки зрения — и геополитической, и географической — это не так", — заключил Борисёнок.

Тем не менее Польша остается лидером поредевшей группы ярых противников проекта "Северный поток-2" из числа государств ЕС. Именно польский премьер-министр Матеуш Моравецкий в начале года призвал США штрафовать европейские компании за участие в этом газовом проекте.

Заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач ранее по этому поводу отметил, что активное противодействие официальной Варшавы прокладке газопровода "Северный поток-2" не соответствует интересам Европейского союза, для которого энергетическая безопасность имеет огромное значение. 

"Если Польша готова переплачивать за энергоносители, получая при этом значительные дотации ЕС, то в целом для Евросоюза, для доноров, таких как Германия и Франция, это неприемлемо, поскольку подрывает их экономическое развитие и вредит потребителям", — сказал Алексей Гривач.

Сопротивление бесполезно

"Северный поток-2" — один из крупнейших газовых проектов Европы последнего времени. Проект предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с первым "Северным потоком".

Москва не раз подчеркивала, что речь идет об исключительно коммерческом проекте и политизировать его не следует. Строительство "Северного потока-2" в Европе поддерживают Германия и ряд других западноевропейских стран.

Против строительства "Северного потока-2" выступают США, страны Балтии, Польша и Украина, которой реализация проекта сулит существенные убытки из-за сокращения транзита газа через ее территорию. По мнению ряда экспертов, критикуя "Северный поток-2", эти страны готовят почву для прихода на европейский газовый рынок американских компаний, чей газ дороже российского.

Несмотря на критику отдельных стран, разрешения на строительство "Северного потока-2" уже выдали Германия и Финляндия. В мае 2018 года в Германии приступили к строительствуназемного участка газопровода. Его ввод в эксплуатацию запланирован на 2019 год.

Источник: Sputnik Эстония, 17.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики