Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензиновые качели

Бензиновые качели

Куда качнутся в 2019-м?

Цены на бензин еще весной перешагнули инфляционный порог и продолжают расти, как на дрожжах. Тревогу забила даже Счетная Палата России, согласно прогнозу которой в начале следующего года возможен резкий скачок стоимости топлива. Однако высокие чины в правительстве уверяют, что "бензиновой весны-2018" в новом году не будет. "Спасительной" пилюлей от ценового скачка должен стать отрицательный акциз. Вот только сами автомобилисты в это слабо верят.

О том, чего ждать обладателям железных коней в 2019 году, "Уралинформбюро" узнало у экспертов и аналитиков.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

Риск топливных кризисов сохраняется, поскольку до конца не ясно, что получат нефтяники в обмен на повышение акцизов. Пока еще продолжается обсуждение ряда положений уже стартовавшего налогового маневра, предполагающего постепенное обнуление экспортной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты и повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). У нефтепроизводителей есть замечания к сути налогового маневра, так как макроэкономические реалии в период до 2024 года могут свести на нет любые эффекты от него. Поэтому, нефтяники помимо отрицательного акциза демпфирующей составляющей, пытаются выбить для себя еще дополнительные фискальные "послабления".

Однако, в условиях нынешних высоких мировых цен на нефть, скорее всего, государству при повышении акцизов придется все-таки вновь на время применять, помимо существующих мер, еще и дополнительные. Возможно, снова на время придется прибегнуть к ручному регулированию. В текущем году уже заметен разрыв в индексации общероссийских цен на топливо и инфляцией – стоимость бензина "ушла" намного вперед, следовательно, обуздать рынок государству, несмотря на принимаемые меры, не удается в рамках инфляции. Причем в 2017 году также цены на горючее примерно в три раза обогнали темпы инфляции. Да и сами цены на топливо разгоняют инфляционные ожидания. Круг замыкается.

Можно будет пойти по нерыночному пути – взяться за регулирование цен. Но у такого сценария тоже есть минусы. Когда весь мир стремится к рыночным отношениям, мы уверенными шагами идем к госрегулированию. Это не даст должного эффекта, так как в сегменте совсем будет отсутствовать конкуренция, что в конечном итоге скажется на качестве топлива. Рынок нефтепродуктов монополизирован. В США, например, переработчиков нефти тысячи, это отличает их рынок от нашего.

Что касается 2018 года, то, возможно, цены в четвертом квартале будут стабильны. Но надо понимать, что договоренности властей с отраслью сдерживать цены на моторное топливо в конечном счете приводят к накоплению искажений на рынке. В итоге, в 2019 году мы можем опять получить весну 2018-го, когда цены начали необузданно расти. Насколько ситуация следующего года будет другой или более подготовленной, сказать сложно. Возможно, государству придется пересмотреть транспортный налог для всех категорий, увязать его как-то с акцизом, чтобы и потребитель получил хоть какое-то послабление.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":

Сразу нужно сказать, что вопрос стоимости топлива с нового года – весьма непростой, и его продолжают обсуждать. Так, сегодня в СМИ появилось сообщение, что ФАС предложила не повышать акцизы на бензин и дизельное топливо. Очевидно, что это предложение будет изучаться, будут оцениваться его возможные последствия, и, не исключено, что оно может быть принято либо полностью, либо частично.

Вместе с тем, практически нет сомнений в том, что стоимость топлива с нового года увеличится, если не на все, то на большинство видов. Во-первых, потому, что в стране традиционно увеличивается цена на многие товары и услуги, в том числе и на те, которые используют компании ТЭКа. Та же электроэнергия и прочие коммунальные услуги в начале каждого года дорожают. Ведь многие уже знают, что с нового года получат квитанции с новыми цифрами, понятно, что нефтяники – не исключение. Во-вторых, непростая экономическая ситуация может повлиять на это, и чтобы компенсировать возможные риски, компании могут пойти на увеличение отпускных цен на свою продукцию. Несомненно, изменение курсов валют и цены на нефть также окажут давление на деятельность добывающих и перерабатывающих структур, что может сказаться на цене ГСМ.

Неясна до конца и ситуация с фискальными мерами в отрасли: какие будут реализованы, а от каких откажутся. Тем не менее, это может повлиять на цены, привести к их увеличению, так что практически наверняка с нового года цены на топливо вырастут. Повлиять может и предстоящая зима на это, и если она будет слишком холодной, это может привести к тому, что спрос на энергоносители вырастет, что подстегнет оптовые и розничные цены. Размер увеличения цен на ГСМ в каждом регионе будет свой, возможно, что если где-то они вырастут существенно, то власти могут вмешаться, но вряд ли им удастся полностью остановить рост, скорее, лишь уменьшить его.

Как уже было сказано, фискальные меры – лишь один из возможных факторов, который способен повлиять на стоимость топлива, есть и другие. Поэтому отрицательные акцизы если и могут сказаться на розничной цене, то не факт, что этого влияния хватит для компенсации других факторов, тем более, если изменятся другие составляющие налогообложения в отрасли.

Как показывает опыт предыдущих лет, сдержать рост цен не получится, достаточно вспомнить, сколько литр топлива стоил несколько лет назад и сколько он стоит сейчас, а ведь тогда также принимались самые разные меры с целью остановить этот процесс, в том числе, активно менялась фискальная политика. Практически каждый год бьют тревогу по этому поводу, принимаются различные решения, а стоимость ГСМ растет и растет. Вряд ли станет исключением и следующий год, да, возможно, что где-то удастся ненамного затормозить рост цен, растянуть его по времени, но ясно, что буквально через несколько месяцев можно будет увидеть новые ценники, и с ностальгией вспомнить ценники образца осени 2018 года.

Беседовала Ольга Карпова

Источник: Уралинформбюро, 19.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики