Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Конфликт США и КНР открывает новые возможности для экспорта нефти и газа из РФ

С. Митрахович: Конфликт США и КНР открывает новые возможности для экспорта нефти и газа из РФ

Между США и Китаем в июне разгорелась торговая война, которая привела к взаимному повышению пошлин на товары, а экспорт нефти из США в КНР уменьшился десятикратно. В первом полугодии Китай был крупнейшим покупателем американской нефти, но в августе не импортировал нефть из США вообще, а в сентябре закупал лишь 31 тыс. баррелей в сутки.

О том, как может повлиять экономическое противостояние двух мировых держав на их сотрудничество с Россией Агентству нефтегазовой информации сообщил эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. 

- Между КНР и США разворачивается не только торговая война, но и начинается конфликт стратегического характера. Рост экономики Китая неизбежно привел к росту его политических амбиций, в том числе касающихся определения глобальных правил игры в мире, а у США остались, что называется, последние годы, когда темпы роста влияния КНР еще можно притормозить.

Поэтому их противостояние - это надолго, оно продолжится даже после Трампа и будет влиять в том числе на энергетику различных стран, причем последствия можно разделить на краткосрочные и долгосрочные.

Часто считается, что торговые войны сокращают потребление ресурсов, в том числе через снижение темпов экономического роста. Однако на деле ситуация сложнее: в случае различных форматов конфронтации одни игроки выигрывают или проигрывают намного больше других. В противостоянии США и КНР ситуация уже дошла до отказа Китая в сентябре покупать американскую нефть, а в октябре - отказа покупать американский газ. И даже если из-за торговой войны китайская экономика может затормозить рост, и в краткосрочной перспективе иные поставщики углеводородов вроде России столкнутся со снижением цены на свой товар, то позже они получат очевидную выгоду, заменяя американцев.

Если конфронтация Пекина и Вашингтона пойдет по нарастающей, то под угрозой окажутся не только собственно поставки углеводородов в КНР, но и поставки из союзных США стран. Скажем, такой американский союзник как Австралия, в 2017 году поставила в КНР 4,8 млн тонн СПГ (сами США - 3,6 млн тонн). Дополнительный риск для сохранения поставок газа в Китай морским путем возникнет, если конфронтация затронет и военно-политическую сферу, включая и эскалацию китайско-американского противостояния в Южно-Китайском море, пока еще не дошедшую до стрельбы. Но все зависит от динамики развития конфликта, от мер КНР против американского бизнеса в ответ на американские пошлины, от военно-морских провокаций и т. п. Теоретически тот же американский газ могут перепродавать трейдеры и посредники, формально выводя торговлю энергоресурсами из поля официальной статистики обеих стран. Вопрос вновь в том, устроит ли этот вариант оба правительства, втягивающиеся все больше в спираль конфронтации.

США в силу описанных процессов теряют часть рынка сбыта для своих добычных компаний, но получают возможность самостоятельно либо в коалиции с партнерами все же начать решать стратегически важную задачу снижения темпов роста глобального влияния Китая, темпов его политической и экономической экспансии. Китай, в свою очередь, особенно в случае развития конфликта по нарастающей, может столкнуться с нехваткой энергоресурсов либо необходимостью доплачивать за них, а также с возможным снижением темпов экономического роста.

Зато в случае адаптации к проблемам правительство КНР вполне аргументировано покажет, что их страна способна выносить любое давление США, превратившись в полноценную сверхдержаву и подняв свою репутацию и внутри страны, и на мировой арене.

Но еще больше возможностей открывается для России. Во-первых, из-за роста рисков морских поставок углеводородов в КНР Пекин будет вынужден лояльнее смотреть на российские предложения по наращиванию экспорта нефти и газа.

Это касается и возможностей по увеличению мощностей «Силы Сибири» и по еще согласованному во всех аспектах проекту «Силы Сибири-2» (бывший проект «Алтай»), и по сухопутному продолжению газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток. Уже запланированные шаги по расширению мощностей ВСТО и ВСТО-2 могут быть дополнены новыми сходными проектами, особенно если США попытаются блокировать танкерный доступ в Китай не только своих союзников, но и третьих стран (ближневосточных и пр.).

Также возможен рост востребованности СПГ с арктических проектов НОВАТЭКа, но в этом вопросе будет играть роль конфигурация сил на море (в какой степени маршруты, являющиеся продолжением Северного морского пути, затронет военно-морское противостояние КНР и США).

Нельзя исключать, что на каком-то этапе американо-китайской конфронтации у Вашингтона также может появиться заинтересованность в России - в тех аспектах, где можно попытаться снизить интенсивность российско-китайской кооперации и не допускать формирования полноценного российско-китайского блока.

Для Москвы эти потенциальные американские запросы могут так же оказаться полезными, поскольку они теоретически способны дать большую свободу действий и дипломатических маневров. От американской стороны в таком случае потребуются уступки уже в пользу России, в том числе связанные и с отказом от санкций в сфере энергетики. 

Опубликовано: Агентство нефтегазовой информации, 22.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики