Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Варианты экстренных мер для сдерживания цен на бензин озвучили эксперты

Варианты экстренных мер для сдерживания цен на бензин озвучили эксперты

Повышение акцизов на топливо может привести к подорожанию топлива, так что вероятно, что акцизы все-таки сохранятся на нынешнем уровне или вырастут в незначительной степени. Об этом рассказали эксперты ФБА "Экономика сегодня".

Сохранить акцизы на топливо на текущем уровне с 1 января вряд ли возможно. Об этом сказал заместитель министра финансов Илья Трунин. 

"Мне кажется, вряд ли. Мы бы все очень хотели не поднимать акцизы (на топливо с 1 января 2019 года), но нам непонятно, как заместить в короткий период выпадающие доходы региональных дорожных фондов. Это надо менять основные параметры бюджета, а он рассматривается 24 октября в первом чтении и, надеемся, будет принят", - сказал замминистра. 

Трунин напомнил, что ведомство наращивает объем средств, направляемых на демпфирующую компоненту в отрицательном акцизе. "Надеемся, что это снизит давление на цены", - сказал он. 

Сейчас в правительстве занимаются выработкой экстренных мер стабилизации внутреннего рынка топлива. Об этом рассказал директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. "Прорабатываем различные варианты. У разных ведомств разные предложения", - сказал он.

Счетная палата в своем заключении на проект федерального бюджета на 2019-2021 годы предупредила, что повышение акцизов на топливо в России с 1 января 2019 года может обернуться новым ростом розничных цен на бензин. Ряд чиновников с этим не согласен. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуановисключил скачки цен на топливо в России в следующем году. 

Полномочия кабмина

Решение по акцизам принимает правительство, напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

"Решение это может быть принято в любом формате - больше, меньше - мы это видели в начале года, когда с 1 июня акцизы для стабилизации снижены, а с 1 июля не были повышены. Поэтому стабилизация топливного рынка - полномочия кабмина. Там упирают на то, что обратный топливный акциз может решить все проблемы рынка и тем самым стабилизировать ситуацию. Вопрос спорный - акцизы всегда толкают стоимость товара вверх, это простейшее правило. И я бы не уповал сильно на обратный акциз для НПЗ, - он еще не введен, не отработан, и как он будет работать, пока из области теории, а не практики", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Запереть нефтепродукты на внутреннем рынке

Что до возможных мер по стабилизации, одной из них может быть, считает Сергей Пикин, пересмотр параметров налогового маневра.

Можно также запереть нефтепродукты на внутреннем рынке, говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Но снижение цен принесет убытки нефтепереработчикам, скажется на их бизнесе. "Если у вас сплошные убытки, вы задумаетесь - надо ли перерабатывать нефть в таком количестве", - отметил эксперт.

По акцизам все понимают, что если повышение будет таким, как запланировано, это неизбежно приведет к подорожанию топлива.  Даже те механизмы, которые прописаны в налоговом маневре, не работают с акцизом, они компенсируют компании более дорогую нефть, говорит Пикин: "Так что если акциз повысят, цены вырастут".  

Что все-таки с акцизами

Эксперт считает высокой вероятность того, что акцизы все-таки будут сохранены на нынешнем уровне, либо будут повышены, но не так, как предполагалось.

"Если раньше собирались повысить чуть ли не вдвое, то вполне возможно, что акциз оставят без изменений с 1 января, чтобы посмотреть, как работает механизм компенсации в рамках налогового маневра", - сказал Игорь Юшков.

Ранее комментируя предложение ФАС с 1 января сохранить акцизы на бензин и дизельное топливо на текущем уровне, младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев отмечал, что это благотворно скажется на рынке. К снижению стоимости топлива это не приведет, отмечает он, но это снизит темпы роста.

"Несмотря на заявления Счетной палаты, резких скачков цен все-таки не будет. Нефтяникам гарантированы компенсации в том, что касается 92 бензина и дизеля, поэтому они будут сдерживать цены. Но если мы будем смотреть по акцизам, это будет прирост в районе трех рублей по бензину и 2,40 р по дизелю", - говорил Гордеев.

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 22.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики