Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скоро перейдём на свечки и дрова?

Скоро перейдём на свечки и дрова?

В начале октября стало известно о планах правительства вернуться к идее введения социальной нормы потребления электроэнергии. Её предлагается установить на уровне 300 кВт/ч в месяц на домохозяйство вне зависимости от числа проживающих. Своим мнением поделился руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

В пределах этой нормы будет действовать базовый тариф. В случае превышения данного лимита электричество придётся оплачивать по повышенным ставкам. Если же потребление составит свыше 500 кВт/ч, в дело вступит ещё более высокий «экономически обоснованный» тариф.

Введение социальной нормы обосновывается необходимостью в первую очередь борьбы с перекрёстным субсидированием. Дело в том, что стоимость электроэнергии в нашей стране для физических лиц намного меньше тарифов, которые установлены для промышленных потребителей. В результате промышленность, по сути, вынуждена платить и за себя, и за население, что, естественно, не лучшим образом сказывается на положении дел в реальном секторе экономики. Причём за рубежом, к примеру в странах Европы, ситуация выглядит прямо противоположно. Там стоимость электроэнергии для домохозяйств выше, чем у промышленных потребителей.

Социальная норма позволяет на первый взгляд устранить подобную несправедливость в системе тарифообразования и поддержать промышленность в нынешние непростые времена. При этом, как обещают власти, сделано это будет без ущемления интересов граждан. Уверяют, что 95% домохозяйств вполне укладываются в норму в 300 кВт/ч. 

Между тем здесь не всё так просто. Объёмы перекрёстного субсидирования растут год от года, и в 2017 году они составляли, по разным оценкам, около 300 млрд рублей в год, по данным Минэнерго – и вовсе 368 млрд рублей. (Аппетиты владельцев энергетических компаний, которым построенные народом электростанции достались в результате приватизации за копейки, похоже, укрощать никто не собирается. – Ред.). Планируется сократить данный показатель к 2022 году до 89 млрд рублей. Опираясь на данные цифры, можно представить, какую сумму в конечном итоге должны будут доплачивать обычные потребители. Очевидно, что за счёт пресловутых 5% «богатеев», которые не укладываются в норму в 300 кВт/ч, найти недостающие сотни миллиардов рублей на устранение «перекрёстки» будет очень проблематично. Неизбежно нужно будет расширять список «пострадавших» от новых властных инициатив по опустошению карманов граждан. В результате можно ожидать, что планки в 300 и 500 кВт/ч станут лишь «первыми ласточками». В дальнейшем скорее всего эти нормы будут понижаться и, в конечном итоге, за несколько лет сократятся до того уровня, при котором уже большинство населения, которое не захочет переходить на свечки и дрова (тем более что собирать хворост нам уже законодательно разрешили), вынуждено будет платить за превышение лимитов потребления.

Автор: Александр Перов, руководитель спецпроектов ФНЭБ

Опубликовано: Наша версия, 22.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики