Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» везет? Доставка СПГ из США подорожала в 3,5 раза

«Газпрому» везет? Доставка СПГ из США подорожала в 3,5 раза

Танкеров СПГ не хватает и стоимость доставки спотовых партий сжиженного газа выросла до максимума с 2012 года. Это может привести к тому, что цена СПГ вырастет и этой зимой российский трубопроводный газ получит новое преимущество.

Как сообщает S&P Global Platts, с сентября фрахт газовозов подорожал на 40%, а по сравнению с прошлым годом — в 3,5 раза. По данным агентства, сегодня сложился дефицит танкеров как для работы в Тихом, так и Атлантическом океане. Поэтому ставки выросли до $ 130 тыс.-$ 140 тыс. в сутки.

«Повышение ставок демонстрирует, что снабжение СПГ растет быстрее, чем количество танкеров», — заметили в S&P Global Platts. «То, что мы можем увидеть по цене доставки СПГ, дважды произошло в 2008 году», — сказал агентству аналитик DNB Markets Николай Дывик, добавляя, что фрахт может подорожать и до 250 тыс. в сутки.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что рост ставок на доставку спотовых партий СПГ должен был произойти. «Лишние» газовозы — это временное явление, связанное с форсмажорами на проектах по производству СПГ. — говорит эксперт. — Никто не строит танкеры в расчете на спотовую торговлю".

Замдиректора ФНЭБ предполагает, что дефицит танкеров будет способствовать росту цены СПГ, а также снизит возможности для арбитража и перетоков сжиженного газа между рынками.

Рост цен на СПГ, однако, не будет значительным, полагает аналитик Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Александр Собко. «Во-первых, значительная доля танкерного флота зафрахтована в рамках долгосрочных договоров, где ставка фрахта составляет $ 60−80 тыс. в сутки, и не меняется в зависимости от текущей ценовой конъюнктуры, — говорит эксперт. — Во-вторых, в себестоимости СПГ расходы на транспорт составляют небольшую часть, в среднем около 10%-20%. К примеру, стоимость доставки СПГ из США в Европу составляет около 1 долл. за млн БТЕ, при этом в эту сумму входит не только стоимость фрахта, но и расходы на топливо (в сопоставимых долях, точное соотношение зависит от стоимости фрахта и цен на горючее). Соответственно, даже 50%-ный рост цен на фрахт не увеличит цены выше, чем на 0.5 долл. за млн БТЕ (а скорее меньше). На этом фоне прочие колебания, основанные на балансе спроса и предложения на рынке, особенно на азиатском, в большей степени влияют на спотовые цены на СПГ».

В любом случае, удорожание доставки СПГ может, хоть и не намного, повлиять на итоговую цену, например, СПГ из США для Европы или Азии. И этим в пиковые периоды потребления в отопительный сезон, когда особенно востребован купленный на споте (бирже) газ, может воспользоваться «Газпром», чьи поставки не зависят от наличия танкеров и их ставок. Два обстоятельства, правда, могут свести на нет новое преимущество российского холдинга. По мнению замдиректора ФНЭБ Алексея Гривача, высокие цены на газ на хабах сдерживают сегодня спрос в Европе. При этом высокие ставки фрахта могут перенаправить СПГ из Азии в Европу. «При росте стоимости фрахта при прочих равных условиях трейдеры буду стараться выбирать более короткие маршруты. Это, в частности, может привести к тому, что в ЕС будет попадать чуть больше американского СПГ, чем сейчас (при сохранении небольшого ценового дифференциала между ЕС и АТР)», — добавляет аналитик Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Александр Собко.

2018 год станет годом, когда будет построено самое большое количество газовозов. Мировой флот танкеров СПГ перешагнет отметку в 500 судов. Однако это не значит, что тарифы на доставку спотовых партий снизятся. В S&P Global Platts заметили, что в ближайшие месяцы Shell запустит проект Prelude Floating LNG, Inpex — проект Ichthys LNG, Cheniere — пятую очередь Sabine Pass и проект Corpus Christi, а «Новатэк» — третью очередь проекта «Ямал СПГ». Более того, сегодня мощности по сжижению газа в США составляют лишь треть от того, что планируется ввести в эксплуатацию к концу 2020 года. Поэтому спрос на новые танкеры СПГ в ближайшие годы может больше, чем их производство. «Средняя длина одной доставки за последние пять лет значительно увеличилась благодаря поставкам в Азию — до 9,3 тыс. миль», — также заметили в S&P Global Platts. «Это может иметь серьезные последствия для цен на доставку, так как под спотовые поставки используется ограниченное число танкеров», — сказал глава аналитического департамента Asia LNG в S&P Global Platts Джефф Мур.

Напомним, что в июне «Коммерсант» сообщил о том, что «Новатэк» ищет на рынке дополнительные танкеры для вывоза газа из-за ускоренного запуска второй и третьей линий проекта «Ямал СПГ». Поэтому компании придется либо добиться разрешения на использование танкеров Arc4, которые он получит по контракту с Dynagas, либо перенести точку перевалки из бельгийского Зебрюгге ближе к Сабетте — возможно, в район Мурманска. Ранее предполагалось, что СПГ будут вывозить специально построенные 15 газовозов, однако закончить их к моменту ввода третьей линии, сообщал «Коммерсант» не получается.

По данным Международной энергетической ассоциации (IEA), в середине этого года в мире насчитывалось 467 действующих танкеров СПГ. Однако, как говорится в опубликованном сегодня докладе ассоциации о ситуации на газовом рынке, строительство газовозов более дорогостоящие инвестиции, чем вложения в нефтяные танкеры. Например, танкер класса VLCC обойдется в $ 80 млн, газовоз — в $ 180 млн. При этом последний строится дольше — два-три года. Поэтому более 80% танкеров СПГ работают по долгосрочным контрактам, а их собственники даже при наличии свободных судов могут отказаться от разовых сделок в ожидании крупных контрактов.

Сегодня, по данным IEA, общие объемы емкостей действующих газовозов превышают объемы продаваемого СПГ, но к 2023 году, предполагают в ассоциации, может сложиться реальный дефицит танкеров. «Для рынка перевозок СПГ наличие свободных судов останется критически важным. На ситуацию будет влиять в том числе желание собственников газовозов соглашаться на кратко- и среднесрочные контракты по доставке СПГ или нет», — считают в EIA.

Источник: EADaily, 22.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики