Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Тренд на удорожание": как власть может сдержать цены на бензин

"Тренд на удорожание": как власть может сдержать цены на бензин

Что будет с ценами на бензин и ждать ли бунта автомобилистов, Sobesednik.ru узнал у эксперта топливного рынка.

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов сообщил, что правительство ищет экстренные меры стабилизации внутреннего рынка топлива. При этом снижение топливных акцизов в 2019 году или корректировка демпфирующего механизма, то есть компенсация нефтяникам за внутренние поставки, не обсуждаются. «Потому что дифференциал в ценах внутреннего рынка и на экспорт слишком большой. В этом случае перекупщики смогут покупать товар и вывозить на экспорт и зарабатывать на этом деньги, поэтому дальше снижать акциз или демпфер невозможно», – объяснил чиновник.

Тем временем глава Счетной палаты Алексей Кудрин выразил уверенность в том, что правительство «сделает все возможное», чтобы смягчить или нивелировать рост цен на бензин в начале 2019 года. С января, напомним, власти планируют поднять акцизы на топливо в 1,5 раза – до 12 314 рублей за тонну. 

Тревожные разговоры о возможном кризисе на топливном рынке возобновились впервые с весны этого года, когда резко подскочили цены на бензин и дизельное топливо. Власти остановили рост цен в июне, пообещав нефтяникам снизить активы и призвав их сдержать цены в рознице и увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. 

О ситуации на топливном рынке Sobesednik.ru поговорил с руководителем аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александром Пасечником:

– Что будет с ценами в ближайшие месяцы и после Нового года?

– В ближайшее время они, может быть, и будут стабильными – на тех уровнях, на каких они сейчас. Повышение акциза с января в любом случае окажет влияние на розничные цены. Они будут расти в зависимости от того, какие компенсационные механизмы задействуют регуляторы. Тех механизмов, которые есть, может оказаться недостаточно для стабильности на рынке. Пока эта тема стоит остро, учитывая внимание к ней, ее социальную историю, а также ее влияние на макроэкономическую ситуацию: рост цен провоцирует изменение инфляции, в то время как надо удерживать цены в рамках годовой инфляции. Здесь масса сложностей.

– Какие механизмы есть у правительства, чтобы сдержать рост цен?

– Есть демпфирующие вещи, в том числе демпфирующая надбавка для нефтекомпаний в рамках обратного акциза. Есть заградительная пошлина на нефтепродукты. Но это все идет вразрез с логикой налогового маневра, который подразумевает, напротив, обнуление пошлин. Так что пока ничего эффективнее не видится, чем включать какие-то ручные режимы на определенные отрезки времени.

Так было и этой весной, когда цены после выборов стремительно пошли вверх. Был выбран сценарий со снижением акциза, и это как-то стабилизировало ситуацию на внутреннем рынке. Но о снижении цен речь не шла, хотя потребитель просил скорректировать цены.

– В 2019 году так быстро и эффективно стабилизировать цены не получится, как в 2018-м?

– Никто их и не стабилизировал. И быстро не получилось. Такие решения были приняты и отыгрыш состоялся после того, как цены выросли. Удалось лишь предотвратить дальнейший рост.

Внешняя конъюнктура, в том числе цены на нефть, провоцирует нефтяников больше нефтепродуктов продавать за периметр. И этот момент способствует возможным кризисам на внутреннем рынке. Но власти все это держат на контроле.

– Рост цен на бензин ощутят на себе все регионы? Или кому-то повезет больше, кому-то меньше?

– Конечно, это затрагивает все регионы. У нас если индексируется, то индексируется повсюду. На рынке сохраняется олигополия [рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а новым фирмам мешают развиваться высокие барьеры в отрасли – прим. Sobesednik.ru]. Возможно, где-то рост цен будет больше, где-то меньше, но тренд на удорожание будет единым.

– Что подорожает вместе с бензином?

– Будет дорожать все, где есть транспортная составляющая. Поэтому я и говорю, что это социально значимая история. Поэтому к ней и такое повышенное внимание.

– Кстати, а наше повышенное внимание, весь этот ажиотаж влияет на настроения на рынке и на цены?

– Это настраивает руководство нефтекомпаний действовать больше в социальном русле. Но коммерция обычно берет верх над социальной ответственностью. Это естественно для рыночной экономики, хоть и с элементами госрегулирования. Все идет от прибыли.

– Возможны ли народные волнения в связи с подорожанием бензина?

– Локальные всплески недовольства были [весной]. Такое может происходить, но это не будет мейнстримом.

Я бы обратил внимание на идею об отмене транспортного налога. Если уж потребителю давать бонус при налоговом маневре и удорожании топлива, то стоит отменить транспортный налог для всех категорий [транспорта]. Это будет отдушиной для потребителя. Из-за подорожания топлива кто-то стал меньше ездить на машине, а налог он платит. Это неверно. Предполагается, что транспортный налог заложен в акцизы. Если растут акцизы, то надо быть лояльнее с транспортным налогом и его убирать. Эти вещи активно звучали в предвыборном цикле и в Совете Федерации, и в Думе. Но сейчас эту тему замалчивают.

– Сейчас это ни к чему, наверное: денег у казны мало, надо у людей деньги высасывать. 

– У казны с деньгами нормально – сейчас есть профицит. Вопрос в том, что сохраняются риски этого профицита. Сейчас надо все-таки накапливать, потому что конъюнктура нестабильна. Может начаться цикл низких цен на нефть, и все изменится. Это пугает регуляторов и финансовый блок правительства. 

Автор: Олег Ушаков

Источник: Собеседник, 23.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики