Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > US-PEC Россия ответит ресурсами и технологиями

US-PEC Россия ответит ресурсами и технологиями

Слова главы "Роснефти" Игоря Сечина о стремлении США к появлению на нефтяном рынке US-PEC недалеки от истины. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Россия имеет все шансы сохранить лидирующие позиции на мировом нефтяном рынке, но к нечестным играм США придется адаптироваться – каждая страна будет делать это по-своему. Заключать международные соглашения, развивать технологии, привлекать инвесторов, разработка научно-технической базы для извлечения нетрадиционных видов нефти. Россия – одна из тех стран, которая этим занимается. Результаты приходят не столь быстро – мы, к примеру, до сих пор зависим от американских сервисных компаний. Но создание собственной научной базы – долгий путь, который, меж тем, необходимо пройти.

К примеру, в России коэффициент извлечения нефти составляет порядка 20%, тогда как по миру он в среднем 40%. Это означает, что, если за счет новых технологий мы поднимем коэффициент до среднемирового уровня, окажется, что у нас в запасе будет вторая Западная Сибирь. Есть множество направлений, в которых предстоит работать и Россия это успешно делает", - отмечает аналитик.

Глава Роснефти Игорь Сечин на Евразийском экономическом форуме заявил, что США стремятся к появлению на нефтяном рынке US-PEC (организации по аналогии с нынешней OPEC). По его словам, пока участники ОПЕК+ сокращали уровень добычи нефти, Соединенные Штаты ее наращивали, пытаясь стать крупным экспортером. А сейчас США и вовсе намерены стать регулятором в этой отрасли. "Фактически мы можем говорить о возникновении конструкции US-PEC, тем более что с учетом недавних событий глубину взаимоотношений США и Саудовской Аравии трудно переоценить", - сказал Сечин, подразумевая подписание Эр-Риядом военных контрактов в пользу Вашингтона на сумму свыше $300 млрд в 2017 году.

"Существует тенденция, что на определенном этапе в мире будет столь много нефти, что встанет вопрос – как ее монетизировать. Добыча в одном регионе дороже, чем в другом – в таких условиях с помощью санкций можно заранее создать ситуацию, когда у одной страны будет больше возможностей, чем у других. Именно этим США и занимаются, вводя различные ограничения – в определенных регионах добыча становится нерентабельной или готовый продукт невозможно продать.

Крупные мировые специалисты предрекают в 2030-х годах долю США в мировом уровне добычи на уровне 40% - порядка 25 млн баррелей в сутки в сравнении с нынешними 10 миллионами. Многие российские эксперты склонны с этим не согласиться, но признают, что рост добычи в Штатах вполне вероятен. При этом спрос на нефть в 2030-х может начать падение. Америка просто готовит для себя условия, чтобы другие страны к тому времени добывали как можно меньше – на это санкции в конечном итоге и направлены", - подчеркивает аналитик.

Нечестные игры

По словам Сечина, Россия сохранит лидерские позиции по ресурсной базе и проектам в нефтяной отрасли на мировом рынке и через 10–15 лет. "По нашим оценкам, в этой перспективе лидировать будут три крупнейших игрока - Саудовская Аравия, РФ и США - страны с очень разной организацией отрасли, разной ресурсной базой и разными драйверами роста», - сказал он. И констатировал: Россия значительно превосходит США по показателям прямых операционных и капитальных затрат, ресурсной базы и проектов. Глава корпорации добавил: главным вызовом для нефтяной отрасли в долгосрочной перспективе станет не пик спроса, а гарантии обеспечения необходимых объемов, ведь до 2040 года предстоит восполнить выбывающие мощности в объеме до 40 млн баррелей в сутки. 

Сечин уточнил: на США пришлось лишь около 0,6% потерь от введенных против России санкций, в то время как на Германию - 40%. "Причем отмечу, что в ряде секторов - сланцевая добыча, экспорт вооружения - американская экономика, скорее, прагматично выиграла за счет вводимых против других стран санкций", - сказал он. И предупредил, что сегодняшний уровень свободных добывающих мощностей в мире не сможет возместить добычу нефти, выбывающую из-за действий США.

"России придется отстаивать свое лидерство на нефтяном рынке в условиях ограничений – США не оставят санкционную политику. И в этом смысле РФ проще, чем другим игрокам. К примеру, у России есть свой технологичный нефтегазовый комплекс, а, к примеру, у Ирана его нет. Потому и ограничение на поставки технологий привело к масштабному падению добычи в этой стране.

Будут попытки вводить эмбарго по примеру того, как в 2011 году Штаты убедили Евросоюз не покупать иранскую нефть – эти ограничения действовали до 2015-го. Возможно, придется искать других партнеров или способы обойти запреты. США намеренно создают для себя преимущества в конкуренции, и другим игрокам придется отвоевывать свое место и позиции на рынке.

Тот же Иран может отказаться от части суверенитета – проводить лояльную Америке внешнюю политику в обмен на поставки технологий и инвестиции в нефтедобычу. Это всего лишь один из политических способов преодоления санкций, которые есть – пусть и не самый приятный. Мы столкнулись с ситуацией, когда в условиях ограничений ставится выбор – идти и договариваться с США или развивать свое производство. Все возможности для реализации второго варианта у России есть", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 25.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики