Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин будет дорожать. Насколько?

Бензин будет дорожать. Насколько?

Бензин будет дорожать. Только чиновники, нефтяники и эксперты не сходятся в том, насколько. Одни говорят о росте НДС и увеличении акциза как факторах обязательного подорожания, другие — о мерах, которые сдержат его.

В 2019 году цены на бензин вырастут в пределах инфляции — то есть на 4−5%, заявил сегодня в Госдуме замминистра энергетики Павел Сорокин. До этого министр Александр Новак также говорил о небольшом подорожании. В тоже время, как сообщают «Ведомости», представители российских нефтяных компаний заявили на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака о том, что они считают невозможным уже сейчас сдерживать цены на автозаправочных станциях. «Все как один били в колокол: цены на автозаправочных станциях сдерживать дальше невозможно, заправки работают в убыток», — отметил источник. Свои убытки компании планировали возместить повышением цен на оптовые поставки бензина. Этот шаг весной этого года как раз и привел к резкому подорожанию моторного топлива, после чего правительство договорилось с компаниями отложить введение акциза и предусмотреть несколько мер, которые остановят рост цен на бензин.

Тем не менее, до конца 2018 года цены на топливо на заправках вырастут еще на 2−3 рубля за литр, заявил РБК президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Он полагает, что правительство начнет понемногу отказываться от сдерживания цены, чтобы избежать взрывного роста в следующем году.

«До конца этого года главными факторами топливного рынка будут оставаться мировые цены на нефть и валютный курс рубля, — объясняет аналитик ГК ФИНАМ Алексей Калачев. — При росте котировок нефти и инвалюты оптовые цены на бензин и ДТ, в которых до 40% составляет стоимость сырья для производителей, АЗС будут вынуждены любыми способами увеличивать розничную цену, чтобы не работать в убыток».

«С одной стороны, есть инфляция и она видимо выйдет за прогнозные 3,5%. С другой, что еще более важно, есть повышение стоимости нефти. Причем, если раньше рубль при росте цен на нефть укреплялся и это приводило к тому, что в рублях стоимость нефти оставалась прежней — примерно 3−3,5 тыс. руб. за тонну, то теперь рубль слабеет по отношению к доллару и это приводит к тому, что в рублевом выражении цена нефти растет, — рассказывает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Естественно, что когда у вас нефть в рублях дорогая, то и нефтепродукты из нее в рублях также будут дорогими».

Однако, как заметил аналитик ФИНАМ Алексей Калачев, в октябре вектор рынков изменился: нефтяные котировки начали снижаться, а рубль, укрепившись в сентябре, в октябре сохраняет стабильность. «Существует вероятность, что до конца года эта тенденция может сохраниться, и значительного роста розничных цен не будет», — полагает эксперт.

Однако в следующем году заработают появятся новые факторы. «Это — рост ставок НДС, который сам по себе может добавить около 2% к розничным ценникам. И это рост ставок акцизов на моторные топлива. В текущем году вместо роста ставок акцизов правительству пришлось их снижать, чем в итоге удалось сбить волну роста цен на бензин. Но на 2019 год в Налоговом кодексе заложены прежние, повышенные ставки. Фактически, если до конца года они не будут пересмотрены, рост ставок акцизов составит порядка 40%. При доле акцизов в розничной цене топлива, которая составляет до 20%, это будет означать рост цен до 8%», — заметил Алексей Калачев. Он считает, что механизм возвратного акциза не сможет компенсировать такой рост: «Он лишь компенсирует половину разницы экспортной цены к цене отсечения 50,4 тыс. руб. за тонну бензина (т.е. до 37,8 рублей за литр). Это вполовину замедлит рост оптовых цен, но не отменит самого роста, как не отменит влияние роста акцизов».

«Если правительство не изменит своих планов нарастить все эти сборы, а ЦБ не станет укреплять рубль, тогда рост стоимости топлива неизбежен, причем существенный», — добавляет ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. По его мнению, рост составит под 5 рублей за литр.

Цены не вырастут сразу и резко с января: максимум на рубль-полтора, полагает шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв. «Крупные поставщики нефтепродуктов испугаются спровоцировать ещё одним скачком цен намного более жёсткие регулирующие шаги со стороны правительства», — сказал эксперт «Центру энергетической экспертизы».

Аналитик ФИНАМ Алексей Калачев говорит, что правительству придется пойти на пересмотр ставок акцизов на моторное топливо, чтобы радикально сдержать цены.

Шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв заметил при этом, что экспортировать нефтепродукты для производителей всегда будет выгоднее: в Европе литр бензина продается дороже 100 рублей, и чисто рыночными методами сдерживать всё время рост топливных цен внутри страны не получится. «Однако, почему мы должны всенародно компенсировать их „упущенную выгоду“ недополученными с них акцизами и налогами? Ничего подобного: бензин и нефть в добывающей стране это — не частный бизнес, это — стратегический ресурс. Частные компании и без того получают от добычи и экспорта сверхприбыль в валюте. Внутренние цены на топливо при этом должны быть зоной их социальной ответственности и никак иначе», — говорит Пётр Пушкарёв

Руководитель аналитического управления ФНЭБ Александр Пасечник согласен с тем, что властям снова придется задействовать режим «ручного управления», чтобы остановить рост цен на бензин. «В текущем году уже заметен разрыв в индексации общероссийских цен на топливо и инфляцией — стоимость бензина „ушла“ намного вперед, следовательно, обуздать рынок государству, несмотря на принимаемые меры, не удается в плановых рамках, каковыми являются параметры годовой инфляции. Проблема роста цен на топливо в России имеет перманентный характер, так как олигополистический в целом уклад на рынке незыблем», — сказал эксперт «Центру энергетической экспертизы».

Источник: EADaily, 26.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики