Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Италия дает добро газопроводу TAP, Или А и Б сидели на трубе

Италия дает добро газопроводу TAP, Или А и Б сидели на трубе

Премьер-министр Италии Джузеппе Конте от имени своей страны дал разрешение на строительство Трансадриатического газопровода (TAP), призванного доставить азербайджанский газ в Южную Европу. Об этом, со ссылкой на телерадиокомпанию DW (Немецкая волна), сообщают СМИ Азербайджана.

Против строительства газопровода активно выступала партия «Движение пяти звезд», входящая в правящую коалицию страны. «Больше невозможно вмешиваться в этот проект, который был запланирован предыдущим правительством и несет в себе обязательства», — отметил глава правительства Италии.

Конте добавил, что препятствование строительству газопровода может стоить Италии «десятков миллиардов евро».

Трансадриатический газопровод — это последняя часть 40-миллиардного Южного газового коридора (ЮГК), который будет доставлять азербайджанский газ в Италию. Первые поставки голубого топлива из Каспийского моря запланированы на 2020 год.

Очень хорошая новость для наших азербайджанских соседей, впрочем, как и для Туркменистана, который не снимает с повестки дня проект поставки своего природного газа в Европу по ЮГК. Многие эксперты убеждены, что европейцам, сказав А, придется сказать и Б. Где А — это газопроводы ТАНАП (Азербайджан-Грузия-Турция) и ТАП, а Б – Транскаспийский газопровод, по которому Туркменистан сможет подключиться к ЮГК. Поскольку одно без другого просто не имеет смысла, во всяком случае, для европейцев.

В чем причина? В том, что у Азербайджана мало газа для того, чтобы можно было говорить о серьезной диверсификации газового обеспечения Старого Света. Так считают многие эксперты, в том числе, и российские.

На днях известный информационный ресурс России сайт «Взгляд» опубликовал мнение по этому вопросу ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподавателя Финансового университета Игоря Юшкова. Господин Юшков убежден, что Азербайджан даст Европе всего 10 млрд. кубометров газа, поскольку, больше газа у Баку для Европы просто нет.

«У Азербайджана проблемы с выполнением поставок уже законтрактованных объемов. Потому что собственная добыча в стране падает, месторождения оказались жутко затратными. Расширение месторождений – под вопросом», – говорит Юшков.

В итоге в ноябре 2017 года Азербайджан решил подстраховаться и вернуться к закупкам российского газа – пока в районе 1,6 млрд. кубов в годовом выражении.

«Если нарастим поставки до 2 млрд. кубов в год, то получается, что Болгария и Греция будут получать по 1 млрд. кубов российского газа, который просто идет через Азербайджан», – отмечает эксперт ФНЭБ.

Вот такая нехитрая газовая бухгалтерия Южного газового коридора получается, если к ЮГК не подключить Туркменистан.

Здесь не мешало бы вспомнить, что еще во времена СССР наши соседи по ту сторону Каспия получали туркменский газ. И не только они, но и Грузия, и Армения тоже.

Впрочем, господин Юшков не сообщил какую-то невероятную новость. То, что в Азербайджане много нефти и не очень много природного газа, экспертное сообщество знает давно. Знают это и азербайджанские эксперты, просто вслух, громко об этом не говорят. Но самое главное, об этом хорошо информированы в Брюсселе.

Поэтому во время недавнего посещения делегацией Туркменистана столицы объединенной Европы, там заявили, что заинтересованы в поставках туркменского газа на европейский рынок, и пообещали помочь с привлечением инвестиций в проект строительства Транскаспийского газопровода.

Конечно, обещания это еще не инвестиции, но позиция Евросоюза ясна – туркменский газ нужен. Последуют ли за этим конкретные действия — покажет будущее. Причем, ближайшее….

Автор: Нуры Аманов

Источник: orient.tm, 28.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики