Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НОВАТЭК может свести к минимуму свое участие в строительстве железнодорожной ветки Бованенково - Сабетта

НОВАТЭК может свести к минимуму свое участие в строительстве железнодорожной ветки Бованенково - Сабетта

Компания НОВАТЭК может присоединиться к строительству железнодорожной ветки Бованенково - Сабетта, однако, скорее всего, ее участие будет минимальным, передает корреспондент Накануне.RU.

Как сообщалось ранее, дорогу передадут на федеральный уровень. Концессия будет подписана с "Газпромом" (либо с его "дочкой" "Газпромтранс") и РЖД. Переговоры об участии НОВАТЭКа еще продолжаются. По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, участие в проекте может быть выгодно для компании, реализующей на Ямале другой крупный проект - "Ямал СПГ".

Игорь Юшков отметил, что НОВАТЭК ориентируется на будущее СПГ проекта. Компания планирует запустить "Арктик СПГ 2" - на базе месторождения на Магаданском полуострове. Кроме того, будет запущен третий и четвертый проект СПГ. Если иностранные инвесторы будут и дальше интересоваться СПГ проектом, то НОВАТЭК будет их реализовывать - ресурсная база позволяет компании заниматься этими проектами.

"Четыре завода СПГ вместе с "Ямал СПГ" НОВАТЭК построит. Естественно, что это долгосрочная перспектива и наличие железной дороги будет тут только плюсом для НОВАТЭКа. Компания будет говорить инвесторам: "вот смотрите тут есть еще железная дорога. Проекты все больше и больше обеспечиваются инфраструктурой, поэтому они более выгодные чем предыдущие". Такую логику среди инвесторов НОВАТЭК вполне может продвигать, рекламируя таким образом свой СПГ проект. Потому железная дорога для компании пойдет только в плюс", - отмечает аналитик.

Логика в строительстве железной дороги состоит в том, чтобы синхронизировать работы с Северным широтным ходом и запуском новых проектов в самой Сабетте. В 2022 - 2023 г. планируется запуск "Арктик СПГ". Если к этому времени новая железнодорожная ветка будет построена, то, часть грузов для строительства самого объекта "Арктик-СПГ" можно будет перевозить по железной дороге, а не по морю. Тогда отпадет зависимость от погодных условий на Северном морском пути. Отметим, что ранее практически все грузы доставлялись в Сабетту именно морским транспортом, меньшая часть - воздушным. Авиаперевозки - значительно дороже.

"Мы даже видели ролики на "Ютубе", что идет судно с трубами и от качки половина труб улетает в море. Здесь железная дорога была бы плюсом для НОВАТЭКа, но скорее она больше повлияет на реализацию дальнейших СПГ проектов", - отметил аналитик.

Однако, по словам Игоря Юшкова, НОВАТЭКу и другим крупным компаниям, не хотелось бы становиться участниками строительства этой железной дороге. Аналитик отмечает, что гораздо выгодней для компании было бы, если бы государство построило эту железную дорогу за свой счет.

"Я думаю, что примерно такой формат и будет. НОВАТЭК может быть и будет участвовать, но явно будет стремиться, чтобы у него был минимальный пакет акций, для того чтобы переложить эту нагрузку по финансированию железной дороги на государство и на регионы. НОВАТЭК проводит четкую позицию, что СПГ завод - это только один из элементов порта Сабетты, то, что это будет многофункциональный порт, поэтому государство должно развивать его за собственный счет. Так все и происходит: дноуглубительные работы государство провело, сам порт построило государство, даже взлетно-посадочную полосу построило государство. То есть - максимально национализировать издержки и приватизировать прибыль - это классическая схема. И естественно, что любая компания к этому стремится. Поэтому если НОВАТЭК" и будет участвовать в этом проекте, то постарается сделать свое участие минимальным, чтобы много денег не тратить", - считает эксперт.

Игорь Юшков добавил, что в режиме настойчивых рекомендаций над проектом работают все компании, поскольку государство определило, что этот проект является государственно значимым, поэтому компании "РЖД" и "Газпром" должны в нем участвовать. Причем, компания "Газпром" участвует как компания, которая уже имеет свою инфраструктуру на ямальском полуострове - ранее компания "Газпром" занималась строительством дороги до Бованенковского месторождения, которое принадлежит "Газпрому". Именно от этого месторождения пойдет дальше ветка на Сабетту.

"Я думаю, что для любой компании это во многом принуждение, и строить дорогу в Сабетту особого желания ни у кого нет. Но государственная позиция такова, что железная дорога будет туда построена, и поэтому компании должны в этом участвовать. Возможно, для компаний-участников будут предусмотрены дополнительные бонусы из бюджета. Поэтому, здесь лишь вопрос параметров сколько они потратят своих денег, сколько они получат из бюджета, но насколько мы понимаем, там вопрос: "строить - не строить, участвовать - не участвовать" не стоит. Государство дало установку: давайте, мол, впрягайтесь", - резюмировал эксперт.

Напомним, ветка "Бованенково – Сабетта" соединит единую транспортную систему России с Севморпутем, откроет многим российским предприятиям и регионам ворота в Мировой океан, к рынкам Европы и Азии.

Источник: Накануне.Ru, 29.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики