Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НОВАТЭК может свести к минимуму свое участие в строительстве железнодорожной ветки Бованенково - Сабетта

НОВАТЭК может свести к минимуму свое участие в строительстве железнодорожной ветки Бованенково - Сабетта

Компания НОВАТЭК может присоединиться к строительству железнодорожной ветки Бованенково - Сабетта, однако, скорее всего, ее участие будет минимальным, передает корреспондент Накануне.RU.

Как сообщалось ранее, дорогу передадут на федеральный уровень. Концессия будет подписана с "Газпромом" (либо с его "дочкой" "Газпромтранс") и РЖД. Переговоры об участии НОВАТЭКа еще продолжаются. По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, участие в проекте может быть выгодно для компании, реализующей на Ямале другой крупный проект - "Ямал СПГ".

Игорь Юшков отметил, что НОВАТЭК ориентируется на будущее СПГ проекта. Компания планирует запустить "Арктик СПГ 2" - на базе месторождения на Магаданском полуострове. Кроме того, будет запущен третий и четвертый проект СПГ. Если иностранные инвесторы будут и дальше интересоваться СПГ проектом, то НОВАТЭК будет их реализовывать - ресурсная база позволяет компании заниматься этими проектами.

"Четыре завода СПГ вместе с "Ямал СПГ" НОВАТЭК построит. Естественно, что это долгосрочная перспектива и наличие железной дороги будет тут только плюсом для НОВАТЭКа. Компания будет говорить инвесторам: "вот смотрите тут есть еще железная дорога. Проекты все больше и больше обеспечиваются инфраструктурой, поэтому они более выгодные чем предыдущие". Такую логику среди инвесторов НОВАТЭК вполне может продвигать, рекламируя таким образом свой СПГ проект. Потому железная дорога для компании пойдет только в плюс", - отмечает аналитик.

Логика в строительстве железной дороги состоит в том, чтобы синхронизировать работы с Северным широтным ходом и запуском новых проектов в самой Сабетте. В 2022 - 2023 г. планируется запуск "Арктик СПГ". Если к этому времени новая железнодорожная ветка будет построена, то, часть грузов для строительства самого объекта "Арктик-СПГ" можно будет перевозить по железной дороге, а не по морю. Тогда отпадет зависимость от погодных условий на Северном морском пути. Отметим, что ранее практически все грузы доставлялись в Сабетту именно морским транспортом, меньшая часть - воздушным. Авиаперевозки - значительно дороже.

"Мы даже видели ролики на "Ютубе", что идет судно с трубами и от качки половина труб улетает в море. Здесь железная дорога была бы плюсом для НОВАТЭКа, но скорее она больше повлияет на реализацию дальнейших СПГ проектов", - отметил аналитик.

Однако, по словам Игоря Юшкова, НОВАТЭКу и другим крупным компаниям, не хотелось бы становиться участниками строительства этой железной дороге. Аналитик отмечает, что гораздо выгодней для компании было бы, если бы государство построило эту железную дорогу за свой счет.

"Я думаю, что примерно такой формат и будет. НОВАТЭК может быть и будет участвовать, но явно будет стремиться, чтобы у него был минимальный пакет акций, для того чтобы переложить эту нагрузку по финансированию железной дороги на государство и на регионы. НОВАТЭК проводит четкую позицию, что СПГ завод - это только один из элементов порта Сабетты, то, что это будет многофункциональный порт, поэтому государство должно развивать его за собственный счет. Так все и происходит: дноуглубительные работы государство провело, сам порт построило государство, даже взлетно-посадочную полосу построило государство. То есть - максимально национализировать издержки и приватизировать прибыль - это классическая схема. И естественно, что любая компания к этому стремится. Поэтому если НОВАТЭК" и будет участвовать в этом проекте, то постарается сделать свое участие минимальным, чтобы много денег не тратить", - считает эксперт.

Игорь Юшков добавил, что в режиме настойчивых рекомендаций над проектом работают все компании, поскольку государство определило, что этот проект является государственно значимым, поэтому компании "РЖД" и "Газпром" должны в нем участвовать. Причем, компания "Газпром" участвует как компания, которая уже имеет свою инфраструктуру на ямальском полуострове - ранее компания "Газпром" занималась строительством дороги до Бованенковского месторождения, которое принадлежит "Газпрому". Именно от этого месторождения пойдет дальше ветка на Сабетту.

"Я думаю, что для любой компании это во многом принуждение, и строить дорогу в Сабетту особого желания ни у кого нет. Но государственная позиция такова, что железная дорога будет туда построена, и поэтому компании должны в этом участвовать. Возможно, для компаний-участников будут предусмотрены дополнительные бонусы из бюджета. Поэтому, здесь лишь вопрос параметров сколько они потратят своих денег, сколько они получат из бюджета, но насколько мы понимаем, там вопрос: "строить - не строить, участвовать - не участвовать" не стоит. Государство дало установку: давайте, мол, впрягайтесь", - резюмировал эксперт.

Напомним, ветка "Бованенково – Сабетта" соединит единую транспортную систему России с Севморпутем, откроет многим российским предприятиям и регионам ворота в Мировой океан, к рынкам Европы и Азии.

Источник: Накануне.Ru, 29.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики