Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Консультации правительства с нефтяниками приведут к переоценке налогового маневра на рынке топлива

Консультации правительства с нефтяниками приведут к переоценке налогового маневра на рынке топлива

Отведенные Медведевым два дня на консультации с нефтяниками по ценам на бензин‍ породят множество новых вопросов, которые придется срочно решать. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

"Весной этого года, когда в ситуацию с неконтролруемым ростом цен на топливо пришлось вмешаться президенту, нефтяники искусственно заморозили рост цен на нефть. А стоимость горючего неминуемо должна была продолжить расти – цена нефти номинирована в рублях и выросла вдвое. Как получить при более дорогой нефти дешевый бензин – вопрос нетривиальный.

В целом сразу несколько негативных факторов весной будут давить на цену литра горючего. Здесь повышающийся налог на добавленную стоимость, рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), существенное повышение акцизов. В этих условиях сдержать рост цен можно только вручную и в убыток себе – нефтяники это понимают. Но знают об этом и в правительстве – там уже начали аудит налоговой системы в нефтяной отрасли, так как понимают, что какие-то механизмы взаимодействия с нефтедобывающими компаниями придется менять", - отмечает аналитик.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил наблюдающийся в ряде случаев рост цен на бензин, поручив Минэнерго и курирующему ТЭК вице-премьеру Дмитрию Козаку в ближайшие два дня провести консультации с нефтяными компаниями. Он заявил, что введет запретительные экспортные пошлины, если в ходе этих консультаций соглашение по заморозке внутренних цен на нефтепродукты не будет достигнуто. "Несмотря на принятые меры, в целом ряде случаев наблюдается рост цен на бензин, - сказал Медведев. - Либо в ближайшее время мне придется подписать решение о том, чтобы ввести запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты, чтобы ситуация на рынке была более стабильной".

"Определенные надежды возлагаются на введенные демпфирующие выплаты нефтяникам, но нужно понимать, что это новая мера и пока не ясно, как в конечном итоге она сработает. Предложенные лицензии нефтепереработчикам на экспорт тоже "не обкатаны" – пока это всего лишь идея, которую надо додумать и грамотно реализовать. Понятно, что в целом такая ситуация не вписывается в норму, и в январе должна измениться. С одной стороны, сыграют довлеющие над ценой факторы, с другой - должны сработать заранее продуманные механизмы сдерживания.

Если же вводить запретительные пошлины на продажу нефти, то в краткосрочной перспективе это сработает и цены сдержит. Но в долгосрочной нефтяники откажутся работать в убыток, остановят добычу и на рынке появится дефицит, который вновь вызовет рост цен. Была надежда на налоговый маневр, который обнулит экспортную пошлину, но поднимает НДПИ. Однако он вступит в силы лишь 1 января, а цены растут уже сегодня", - подчеркивает эксперт.

Новые рычаги

В конце прошлой недели глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов рассказал, что ведомство считает лицензирование экспорта топлива одной из самых действенных мер для сдерживания роста цен на топливо. По его словам, планируется, что лицензия на экспорт будет выдаваться всем нефтепереработчикам, но они должны гарантированно поставлять определенные объемы топлива на внутренний рынок. "Когда экспортируют только производители, нет возможности экспортировать перекупщикам. Соответственно, у перекупщиков нет возможности покупать на внутреннем рынке и вывозить. Это будет как бы давить цену вниз", - пояснил Сазанов. 

Минэнерго считает, что нормативы поставок бензина и дизельного топлива на биржу должны быть выше оговоренных с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России. "Мы согласились на предложения ФАС по увеличению нормативов продаж до 15% [по бензину] и 7,5% [по дизельному топливу]. Но как я уже говорил, продавать нужно больше", - сказал он. Этим министерство планирует повысить предложение на внутреннем рынке РФ, что также может благоприятно отразиться на ценах горючего.

"В реальности у правительства на сегодняшний день есть лишь два реальных инструмента для сдерживания цен на топливо. Можно укреплять курс рубля по отношению к доллару, что снизит в рублевом эквиваленте цены на нефть, а значит, и на продукты ее переработки. Второй – акцизы, которые сейчас повышаются. Их размером можно эффективно манипулировать ценами на внутреннем рынке, но это чревато потерями дохода для бюджета.

Возможно, правительство разработает новые механизмы влияния на стоимость топлива, но это потребует времени. Скорее всего, будут найдены методы компенсировать убытки и упущенную прибыль нефтяникам – некими замещающими выплатами. Но в данном случае, скорее всего, будет пересматриваться целесообразность налогового маневра – есть вероятность, что изначально идея была не самой удачной.

Налоговая система в нефтяной отрасли вновь требует корректировки. В данной ситуации стоило бы стимулировать добычу, чтобы за счет повышающихся объемов получить дополнительные прибыли в бюджет. Тогда конечная цель налогового маневра достигается без существенной корректировки всей системы с риском ее разбалансировать", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 29.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики