Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа может стать хранилищем газа из России для Китая

Европа может стать хранилищем газа из России для Китая

В Европе начался отопительный сезон. В хранилищах оказалось меньше газа, чем перед предыдущей зимой. В странах ЕС все чаще стали говорить о том, что бизнес по хранению газа становится нерентабельным и это может привести к закрытию части хранилищ. Реформированный рынок газа ЕС пока играет на стороне экспортеров газа в ЕС, в том числе «Газпрома». В пиковые дни потребления газа в ЕС российский холдинг — один из немногих, если не единственный, кто может быстро нарастить поставки «голубого топлива». При этом эксперты предлагают необычный выход из ситуации: использовать европейские ПХГ в качестве хранилищ газа для Китая.

Позавчера, 28 октября, в Европе начался отопительный сезон. Отбор газа из хранилищ превысил закачку. Это произошло на два дня раньше, чем в прошлом году, а запасы ПХГ оказались ниже показателей перед прошлым отопительным сезоном. Если 29 октября 2017 года они составляли 89,5 млрд кубометров, то позавчера — 88,2 млрд кубометров, показывают данные GIE.

Впрочем, закачали в этом году в ПХГ больше, чем годом ранее. Из-за холодной зимы Европа закончила отопительный сезон с исторически минимальными запасами — 17,7 млрд кубометров. И в хранилища закачали 71,5 млрд кубометров, что выше прошлогодних показателей на 8 млрд кубометров.

Сегодня европейские подземные хранилища заполнены на 87%. Однако, считают эксперты, индустрия подземного хранения газа находится в кризисе, что угрожает газоснабжению Европы. Аналитик Оксфордского института энергетических исследований Тьерри Босс полагает, что уже сейчас заниматься хранением «голубого топлива» невыгодно. Когда говорится о запасах хранилищ газа в Европе, то речь идет о десятках объектов. Они не заполнены полностью и маржа их собственников слишком низкая, чтобы бизнес был рентабельным. С другой стороны, спреды лето-зима (разница предлагаемых цен на покупку и продажу газа) минимальны, предложение превышает спрос, цены нестабильны и трейдеры все больше не настроены закупать и закачивать газ заранее, так как понесут дополнительные затраты на хранении и боятся не окупить их. Ломается уже давно существующая система бизнеса — трейдеры закачивают летом газ, чтобы дороже его продать зимой. Так, по данным ICIS, спреды лето-зима в октябре составили 1,3 евро за мегаватт. В то же время годовая стоимость хранения газа варьируется около $ 6−10 евро за мегаватт. Как сообщало Reuters, немецкая RWE, например, зафиксировала недополучение 204 млн евро в январе-сентябре 2016 года по своим активам хранилищ, так как закончились средства, полученные по долгосрочным контрактам, и ожидания рынка по цене газа изменились.

В то же время Европа сильно зависит от хранилищ газа, так как они покрывают четверть ежедневного потребления газа в Европе зимой, а текущие поставки газа не всегда могут покрыть спрос и на их увеличение требуется время. Показатель — в прошлом году хранилище Rough вывели из эксплуатации из-за высоких затрат на содержание и Великобритания оказалась еще более зависимой от внешних поставок газа. Когда же произошла авария на газопроводе в Северном море, в Туманном Альбионе зафиксировали исторический рост цен на газ за один день.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорит, что проблема с хранением газа в Европе острая.

«В большинстве случаев затраты на хранение в последние годы не окупаются, — отмечает эксперт. — Во Франции даже ввели обязанность заполнять ПХГ на законодательном уровне». При этом, как отметил замдиректора ФНЭБ, компании пока все-таки боятся руководствоваться бизнес-логикой, так как незаполненные хранилища грозят большими проблемами с безопасностью газоснабжения со всеми вытекающими последствиями.

По данным Reuters, за последние 10 лет в Европе закрыли 5% хранилищ, а часть действующих находится в зоне риска. Немецкая Uniper при этом заявляла, что лоббирует повышение тарифов у регуляторов, чтобы сохранить маржу, так как несколько ПХГ в Германии уже были закрыты или проданы. Аналитик Оксфордского института энергетических исследований Тьерри Босс считает, что ситуация еще больше ухудшится, если осуществится старая идея об интеграции в европейскую систему хранения газа украинских хранилищ. Они увеличат возможности ПХГ по хранению «голубого топлива» почти на треть и еще больше ударят по доходам операторов хранилищ.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич уверен, что интеграция украинских хранилищ, если и состоится, то это не вопрос ближайших лет. «Пока украинская ГТС не способна на это технически. Необходим интер-коннектор, а на примере строительства газопровода между Польшей и Украиной мы видим, что желания и средств пока нет», — говорит эксперт. Он отмечает, что ситуация может измениться, если, например, прекратится транзит российского газа в Европу через Украину: «Пустую трубу можно использовать в реверсном режиме. Однако Украина сама в этом не заинтересована», — считает Дмитрий Марунич.

Как бы то ни было, но в Оксфордском институте энергетических исследований уверены, что даже без Украины ситуация критическая и ее нужно решать. «Индустрия хранения газа или будет жить ноль лет или еще 20 лет», — сказал Тьерри Босс энергетическому блогу KNect365. Аналитик считает, что при нынешней системе хранилища газа будут закрывать, и нужен план по выходу из ситуации. Он предлагает более мощно использовать потенциал Европы по хранению углеводородов и возможности России по быстрому и большому наращиванию поставок газа.

Суть идеи состоит в том, чтобы превратить страны ЕС в глобального игрока по хранению газа и стать, например, транзитной площадкой для поставок газа в Азию. Тем более, что примеры есть. В прошедшие годы часть СПГ из США перебрасывалась из Европы в Азию, сейчас это происходит со сжиженным газом с проекта «Ямал СПГ».

«Большой движущей силой, конечно, может быть Китай. Самому динамичному рынку в мире хронически не хватает мощностей для хранения. Китайское правительство готовится вложить $ 10 млрд в ПХГ в ближайшие 5−8 лет. Но, скорее всего, этого будет недостаточно. И полагаться на европейские хранилища может быть хорошим вариантом для Китая», — считает аналитик Оксфордского института энергетических исследований. По его мнению, власти Китая могут использовать европейские мощности, пока будут строить свои или вообще сделать переход Китая на более экологичные виды топлива не таким затратным, если пользоваться ПХГ ЕС постоянно.

Поставлять газ в хранилища Европы может как Россия, так и США — в виде СПГ, считает Тьерри Босс. По его мнению, для создания глобального ПХГ необходимо менять Газовую директиву ЕС и сделать тарифы конкурентными. Таким образом, будут загружены хранилища и терминалы СПГ, которые используются не более, чем на четверть. «Остается еще вопрос, во сколько покупателю в итоге обойдется газ», — добавляет сопредседатель Фонда энергетических исследований Дмитрий Марунич.

Еще одним вариантом, считают в Оксфордском институте энергетических исследований, может стать изменение отношения в ЕС к стратегическим запасам. В 70-х годах в Евросоюзе создали стратегический резерв нефти и нефтепродуктов, чтобы избежать сбоев в поставках. Тогда доля «черного золота» в энергопотреблении превышала 50%. Сегодня она снизилась ниже 38%, а доля газа увеличилась до 24%. Таким образом, есть смысл создавать энергетические резервы, которые бы включали в себя и газ, отметил Тьерри Босс.

Источник: EADaily, 30.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики