Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина вызывает в Германии удивление предупреждениями об "энергетическом шантаже" России

Украина вызывает в Германии удивление предупреждениями об "энергетическом шантаже" России

В Германии рассматривают проект «Северный поток — 2» не так критично, как на Украине. А когда Меркель в Киеве говорят, что страна попадется на «энергетический шантаж», то ее это должно удивлять, ведь мы уже 50 лет поставляем газ в Европу и никого никогда не шантажировали, даже находясь последние четыре года под санкциями, отмечает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Транзитная роль Украины 

Канцлер Германии Ангела Меркель в ходе визита в Киев заявила, что рассматривает проект «Северный поток — 2» не так критично, как Украина. Ее слова прозвучали в ответ на просьбу Киева к Западу и Германии отказаться от участия в подготовке, финансировании и лоббировании проекта, так как якобы Берлин может почувствовать на себе «энергетический шантаж России».

Меркель также добавила, что переговоры по транзитному газопроводу сегодня ведутся и с Россией, и с Еврокомиссией. По ее словам, Берлин намерен заключить с Москвой транзитный договор, который оставит Украине статус «важной транзитной страны». Энергетические вопросы канцлер обсуждала на встрече со спикером Верховной Рады Андреем Парубием.

«Если говорить о транзите, то здесь и представители Германии, и глава «Газпрома» Алексей Миллер сходятся во мнении, что украинский транзит частично будет сохранен. Просто его целесообразно уменьшить где-то до 10-15 млрд кубов в год.

Россия в данном вопросе идет навстречу Германии, но в то же время мы даем понять, что альтернативные маршруты экономически нам более выгодны. Киев, во-первых, всегда пытается повысить ставку транзита, а во-вторых, даже протяженность украинского маршрута гораздо больше, чем через оба «Северных потока», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт. 

Проблемы с модернизацией ГТС Украины 

Как напоминает Юшков, в 2017 году мы прокачали через Украину 93,5 млрд кубов транзитом. Если бы к тому моменту все обходные газопроводы были готовы и загружены на полную мощность, в том числе «Северный поток-2», «Турецкий поток» и «Северный поток», то 3 млрд кубов все равно пошло бы по украинскому маршруту.

А учитывая тот факт, что в 2018 году Европа увеличила закупки российского газа примерно на 15-17 млрд кубов, то на долю Украины выпадает уже 20 млрд кубов. Возможно, к дате запуска обходных маршрутов в 2020 году объемы закупок еще больше возрастут. Но уже сейчас можно сказать, что альтернативные газопроводы не вместят весь газ, который идет из России в Европу.

«Стоит также учитывать, что ряд стран удобнее снабжать именно через Украину, например, ту же Румынию и Молдавию. Что касается позиции Киева, то она понятна – он против новых российских проектов, так как они лишат его большой части прибыли от транзита. Но он сам к этому идет все последние годы, всячески противопоставляя себя России.

Причем деньги в модернизацию своей ГТС на Украине не вкладывали десятилетиями, поэтому ее техническое состояние сейчас непонятно. Они предлагают сохранить транзит, и при этом создать консорциум с европейцами для финансирования ремонта газотранспортной системы. На эти цели нужно примерно столько же денег, сколько и на строительство «Северного потока-2», - добавляет Юшков

"Энергетический шантаж" России

Особняком стоит и вопрос с безопасностью поставок. Ранее член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько называл проблему безопасности самым убедительным аргументом в пользу использования альтернативного газового маршрута в обход Украины.

«Здесь можно вспомнить случай, когда некие активисты взорвали ЛЭП, ведущую в Крым из Украины, и российский полуостров остался без электричеств. Этих людей так никто и не нашел. А кто гарантирует, что в следующий раз они не придут на газокомпрессорную станцию и не взорвут ее, объяснив свои действия тем, что РФ не должна получать деньги из Европы за прокачиваемый туда газ. Так как гарантий безопасности никто дать не может, то Россия строит обходные газопроводы, Европе также нужна безопасная и надежная система газоснабжения.

А когда Меркель в Киеве говорят, что страна попадется на «энергетический шантаж» России, то ее это должно удивлять, ведь мы уже 50 лет поставляем газ в Европу и никого никогда не шантажировали, даже находясь последние четыре года под санкциями. Непонятно на что надеются на Украине, так как «Северный поток-2» строится в нескольких участках одновременно, и поезд уже ушел, никто от проекта не собирается отказываться», - уверен Игорь Юшков.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 02.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики