Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Удастся ли удержать цены на бензин и что будет после 31 марта?

Удастся ли удержать цены на бензин и что будет после 31 марта?

Рост цен на нефть не означает, что нужно обеспечивать сверхприбыль внутри страны, заявил Владимир Путин. Вице-премьер Дмитрий Козак пообещал, что цены на топливо в начале года вырастут в пределах инфляции, а затем не будут расти до конца марта

«Лукойл» подписал соглашение о мерах по стабилизации цен на топливо в России. Компания, конечно, пожаловалась на многомиллиардные убытки, но с общими условиями, поставленными перед нефтяниками, в «Лукойле» согласились.

Эксперты говорят о том, что до 31 марта цены на бензин на внутреннем рынке удастся удержать, но никто не может предсказать, что будет дальше. Хотя варианты создания более понятных правил игры у отрасли и правительства были.

Когда нефтяники жалуются на убытки, которые они несут из-за фиксации цен на внутреннем рынке, сам термин «убытки» едва ли уместен. При слабом рубле и дорогой нефти их сверхдоходы от экспорта огромны. Нефтяники просто недополучают то, что могли бы заработать.

Не так давно вертикально интегрированные компании — так называемые ВИНКи, союз независимых АЗС и правительство договорились об ограничении оптовых цен на нефтепродукты до 31 марта 2019 года. Для каждой компании установили параметры поставок на внутренний рынок, биржу и мелкооптовый рынок нефтепродуктов. Объемы закрепили на уровнях, соответствующих аналогичным месяцам прошлого года плюс 3%. Важный момент: введена коллективная ответственность. Кто-то нарушил — устанавливается заградительная экспортная пошлина для всех. Пока же экспорт не ограничили никак.

Возникает вопрос: не получится ли так, что каждая компания отпустит на внутренний рынок свой установленный объем, но купит это топливо не конечный российский потребитель, а какое-нибудь аффилированное лицо через несколько прокладок или просто сторонний трейдер, которые, в свою очередь, продадут все это за рубеж по гораздо более привлекательной цене? До 31 марта так делать никто не будет, уверен генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Обычно рынок не работает под честное слово, но в данном случае важно, кому это слово дано:

«Путин поставил задачу: делайте что хотите, но цены расти не должны. Задачу спустили Козаку, Козак как мог задачу выполнил, но тоже особо в детали входить не стал, поэтому просто сказал: коллективная ответственность. То есть государство говорит: у нас есть приказ, если не выполняете, запрещаем экспорт. Все равно есть цена на заправке: если цены на заправках будут расти, считайте, экспортная пошлина будет введена. Путин же не будет в детали влезать, что, куда, как. Он поставил задачу держать цены — все!»

Правительство предлагало нефтяникам более рыночный вариант — введение экспортных лицензий, когда одним можно было бы продавать топливо за рубеж, а другим — нет. Стороны не договорились. Почему? Добиться точного ответа оказалось непросто. Версия руководителя аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова:

«Преимущественно крупные нефтяные компании специализируются, на самом деле, на сбыте сырья, и в настоящий момент их просто отвлекают от их основной деятельности, заставляют заниматься розницей и оптом внутри российского рынка, который им попросту не так интересен и является для них таким социальным обязательством, и чем проще механизм экспортных поставок, тем лучше для вертикально интегрированных нефтяных компаний. С лицензиями приходится заморачиваться. Кроме того, если введут лицензирование, на рынок могут хлынуть потоки не самого качественного бензина, и вертикально интегрированные нефтяные компании могут оказаться в этом случае снова крайними, и это им не нравится, они этого не хотят допускать».

Вице-премьер Дмитрий Козак предупредил, что с 1 января из-за повышения НДС оптовые цены на нефтепродукты вырастут на 1,7%, а дальше — в соответствии с инфляцией. Что будет с ценами на бензин и дизтопливо после 31 марта, не знает никто. 

Источник: BFM.RU, 12.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики