Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Станет ли электромобиль "могильщиком" нефтяного рынка?

Станет ли электромобиль "могильщиком" нефтяного рынка?

Испания собирается избавиться от легковых машин, работающих на бензине и дизеле, к 2050 году. Соответствующий закон в настоящее время разрабатывает правительство страны. В частности, в нем будет предусмотрен запрет на продажу и постановку на учет легковых машин, выбрасывающих углекислый газ, с 2040 года, а с 2050 года ездить на них запретят полностью.

При этом все муниципалитеты с населением более 50 тысяч человек должны будут к 2023 году определить специальные зоны для экологически чистого транспорта. Кроме того, проект правительства предусматривает обязательную установку пунктов зарядки электромобилей на заправках.

Ранее аналогичное решение приняло правительство Великобритании – продажа машин, работающих на бензине и дизеле, будет запрещена в 2040 году, а к 2050 году ни одного легкового автомобиля, загрязняющего окружающую среду, не должно остаться в стране. Франция собирается запретить продажу таких автомобилей к 2040 году, Дания, Ирландия, Германия и Голландия – в 2030 году, Норвегия – в 2025 году.

На данный момент далеко не все страны Европы – даже самые развитые – готовы обеспечивать инфраструктуру для электромобилей. В той же Испании в 2017 году было продано лишь 4105 автомобилей, работающих на электричестве. Крайне мало пунктов зарядки – 2874 на всю страну.

В России ситуация выглядит еще печальнее. По данным "Автостата", объем рынка новых электромобилей в России за январь-август 2018 года вырос на 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 86 единиц. В сентябре продажи упали вдвое в сравнении с сентябрем 2017 года и составили 8 единиц. 

ЖЕЛАЕМОЕ ЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

Опрошенные "Прайм" эксперты сомневаются в том, что озвученные властями разных стран амбициозные планы удастся реализовать. По мнению партнера агентства "Автостат" Игоря Моржаретто, продвигают идею электромобиля лоббисты от экологии, чьи позиции в европейских странах довольно сильны. "Они давят на правительство, но их идеи не имеют экономического подкрепления. Сегодня без господдержки и субсидий не продан ни один электромобиль", — отметил он.

По-прежнему не решен целый ряд проблем, например, недостаточной мощности аккумуляторной батареи – путешествовать приходится буквально от заправки к заправке. Кроме этого, ее цена составляет две трети стоимости самой машины. Неясно, как и за счет чего ее снижать. Непонятно, как утилизировать батарею – ее размеры достаточно велики.

Проблем больше, чем об этом говорят, поэтому перспективы выполнения заявленных планов пока туманны, полагает Моржаретто.

"Раньше компании действительно делали ставку на электромобили, но теперь пересмотрели эту оценку и утверждают, что угрозы в обозримом будущем для традиционного топлива другие", — согласен ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

"Обнародованный сегодня прогноз Международного энергетического агентства (МЭА) о том, что рост спроса на нефть в мире к 2040 году составит 12,1% относительно показателя прошлого года гораздо ближе к действительности, нежели рассуждения о том, что необходимость в моторном топливе вскоре отомрет", — уверен он.

БЕЗ НЕФТИ НИКУДА

Эксперты констатируют, что спрос на бензин могут подкосить другие факторы. Это, прежде всего, повышение эффективности двигателя внутреннего сгорания – в результате разработок он будет потреблять меньше топлива. Во вторую очередь риском является активно развивающаяся в больших городах система каршеринга, позволяющая более эффективно использовать автомобили, минимизируя пробег и, как следствие, расход бензина, отметил Юшков.

По его словам, большой вопрос, на чем станут ездить автомобили будущего – возможно, это будут всевозможные газовые смеси. Газовых машин уже в разы больше, чем электрических.

Моржаретто напомнил, что тема дизельного двигателя сейчас закрыта, и разработки по его совершенствованию не ведутся, между тем, его КПД еще не выработан. Дизель экономичнее для многих видов транспорта, прежде всего, общественного, и не исключено, что именно на него сделают ставку автоконцерны, по крайней мере, в ближайшей перспективе. 

 

Но даже если предположить, что развитые страны сократят потребление бензина, то им на смену придут другие потребители. Традиционные двигатели будут востребованы в развивающихся азиатских экономиках еще долго. 

Не стоит забывать и о том, что моторное топливо используется не только для автомобилей, но и для других видов транспорта, отопления, выработки той же самой электроэнергии. Отказ от него в ближайшей перспективе невозможен. Да и нефть будет востребована в любом случае. Вспомним, что изначально она использовалась для освещения, потом для двигателей внутреннего сгорания, а сейчас активно развивается нефтехимия. Таким образом, падения спроса на традиционный продукт российского экспорта не предвидится, делает вывод Юшков

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 13.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики